Институт международных исследований МГИМО

Made in Africa: от деколонизации — к инновациям через призму африканского капитала

Made in Africa: от деколонизации — к инновациям через призму африканского капитала / М.В.Никольская, Л.Е.Чкония, В.А.Победённый; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Институт международных исследований. — Москва: МГИМО-Университет, 2024. — 68 с.

Большие перспективы Африки как макрорегиона стали общим местом и в академическом, и в мейнстримном дискурсе. В ближайшие 50-60 лет ее ждет активизация участия в жизни мирового сообщества за счет беспрецедентного ресурсного потенциала, с высокой долей вероятности — укрепление международной правосубъектности. Несколько менее очевидны контуры экономического развития континента. В ретроспективе оно нередко осмысляется как побочный эффект череды переворотов и конфликтов, либо как последствия деятельности международных организаций и ТНК, которые якобы спасли государства континента от бедности, голода и отсталости.

Между тем в постколониальный период открылись возможности для развития сначала крупных госкомпаний, а потом и местного частного предпринимательства. Часть африканских компаний появилась при поддержке иностранного капитала, в том числе бывших метрополий; другие имели полностью национальное происхождение. Но объединяло их одно: все их основатели — безусловные пассионарии. Задача, которая стояла перед новым африканским предпринимателем, казалась почти невыполнимой: построить компанию в отсутствие развитой регуляторной базы, оградить ее от как от внутриполитических бурь, так и резких перемен макроэкономической конъюнктуры, каждый раз сотрясавших континент; наконец, модернизировать ее так, чтобы каждый новый крутой поворот истории проходил для нее максимально безопасно и давал мотивацию расти и развиваться сообразно требованиям времени.

Экспериментируя с разными типами внутренней организации, подходами к встраиванию в национальные, региональные и международные цепочки добавленной стоимости, к концу 2010-х гг. африканский капитал смог выйти на уверенную траекторию развития. Уже в 2018 г. в Африке было более 400 компаний с годовым доходом свыше $1 млрд и более 700 — с доходом свыше $500 млн, причем в среднем объем их операций и прибыли рос гораздо быстрее, чем у их конкурентов по всему миру.

Сегодня африканских «компаний- миллиардеров» уже 438. Из них 75% полностью принадлежат африканцам, и только четверть являются «дочками» международных корпораций. Около половины находятся в ЮАР с ее наиболее развитой и диверсифицированной на континенте экономикой. Однако в последние десятилетия новыми плацдармами для местного предпринимателя все чаще становятся т.н. «африканские львы» — Нигерия, Кения, Алжир, Гана и другие активно растущие страны.