Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

ЭКСКЛЮЗИВ. Кто убивает дипломатов?

СОДИКОВВ древние времена, когда еще не было речи о дипломатической службе, государство уже отправляло функции по защите своих интересов и интересов граждан, схожих с теми, что сложились в последующем как дипломатическая защита.

С течением времени по мере создания государственных образований основными источниками дипломатической защиты стали считаться обычаи и договоры. Среди первых и важнейших источников института дипломатической защиты в Древнем мире считался договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 лет до н.э. Он подтверждал существовавшую между ними государственную границу, устанавливая неприкосновенность ее знаков. Стороны обязались разрешать возникающие межгосударственные и иные споры мирным путем на основе арбитража. Исполнение договора гарантировалось клятвами и обращением к богам. Текст договора, написанный на шумерском языке, был высечен на каменной стене.

Таким  же путем решались проблемы обеспечения охраны и безопасности и   неприкосновенности послов и торговых представителей. Тогда институт посольства имел временный характер, то есть в его функции входила передача послания от своего руководства  государством  другому руководству государством.   Когда они передавали ноты об объявлении войны, то часто в древнем  мире и  средние века их брали в заложники,  грабили или убивали  по поручению местных властей или же их грабили разбойники   по пути в соседние государства.  А сегодня столь жестоких государств нет, и к тому же сами народы отрицают вину в убийстве дипломатов. Тогда кто же убивает или похищает дипломатов? Несмотря на то, что в древнем мире заключались договоры о безопасности послов, посланников  и торговых представителей, они не всегда соблюдались.

             В Западной Европе постоянные посольства стали эпизодически появляться лишь примерно с XV в., а утвердились они в практике взаимоотношений государств лишь со времени Вестфальского мира 1648 г., завершившего тридцатилетний период вооруженного противостояния католических и протестантских государств Европы.

В России постоянные посольства появились во второй половине XVII в., а в Японии – лишь с середины XIX в., и то после воздействия пушек американской эскадры. Даже Турция, которая играла такую большую роль в тогдашнем политическом мире, долго не допускала в свою столицу постоянных посольств. Лишь в 1700 г. она уступила в этом вопросе настояниям России, а настояниям Америки – только в 1894 г.

Начиная с середины ХХ в. значительно расширяются  функции и, соответственно, привилегии сотрудников посольств. Институт  обеспечения и охраны безопасности   дипломатической  представителей  закреплен во множестве международных договоров, в частности, в соответствии с ч. 1 ст. 27  Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились;

  В соответствии с ч.1 ст.40 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.  государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство. А также в ряде договоров о взаимной помощи по  гражданским, уголовным, семейным, трудовым, миграционным и прочим делам. Из вышеуказанного   можно сделать вывод, что по Венскому  конвенцию  ответственность за внешнюю охрану дипмиссий несет принимающая сторона. 

Однако, на сегодняшний день, несмотря не множественные договоры и конвенции по расширению функций дипломатических представителей и обеспечения их  безопасности, тем не менее, за последние годы мы сталкиваемся часто с похищением дипломатов и терактом против их жизни.   В результате чего на сегодняшний день  профессия   дипломата стал одной  из самых опасных в мире.

Жертвами атак террористов и экстремистов  становились дипломаты и дипломатические представительства более 50-ти государств. В результаты проведенного мониторинга террористических актов с 1948 по 2013 годов   удалось установить число дипломатических представителей, погибших от руки террористов, а также нам стало известно, что  было пять наиболее  подверженным опасности дипломатических корпусов -  США, Израиля, Турции, Англии и Ирана.

  1. США: погибли более 30-ти,   из них 10  в ранге послов; 
  2. Израиль;
  3. Турция (атаки совершали армянские националисты);
  4. Англия;
  5. Иран.

На сегодняшний день институт дипломатической защиты является общепризнанным в современном международном праве, дающий государству право защищать интересы как самого государства, так и своих граждан и юридических лиц за пределами своей территории.

К сожалению, иногда за некорректное выступление  в отношении других народов или на религиозных почве  глав государств или  представителей кино, литературы, а также членов правительств представители дипломатических корпусов    своих стран могут оказаться в самом опасном положении. Напомним, что в сентябре  2012 года в 26 странах мира были проведены демонстрации около дипломатических корпусов США. Стоит напомнить, что такое происходит не только на   Ближнем Востоке,  но и в западных странах. В частности, в результате были убиты трое американских дипломатов в Ливии.Протесты, которые привели к нападению на дипмиссию, были спровоцированы выходом фильма "Невинность мусульман", содержавшим оскорбительные высказывания в адрес ислама и пророка Мухаммеда. Следует  отметить, что дипломаты сегодня могут стать не только жертвами террористов, но и могут стать жертвами  народных масс.   

Мировому сообществу стоить задуматься еще раз о проблемах  обеспечения   безопасности дипломатических представительств и сделать это в рамках международного права с учетом  современных реалий, а именно  условий   XXI в.

Международный терроризм как фактор мировой политики

содиковАктуальность проблемы обусловлена самими национальными интересами России, обеспечение которых в мировом сообществе сталкивается с новыми вызовам и особенно угрозами. Многие последователи окрестили терроризм "чумой XXI века", помня о небывалых темпах его развития, мощной научно-технологической базе и растущем количестве участников террористических акций. Но данный подход является несколько пессимистичным, поскольку он не отслеживает пределов терроризма во времени и пространстве, а выдвигает эту глобальную угрозу в число непобедимых. Мы с этой оценкой не согласны, и наши последующие рассуждения будут посвящены обоснованию тезиса о конечности терроризма как политического явления. 

Подробнее: Международный терроризм как фактор мировой политики

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.