Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

В Афганистане хаос — нужна координация пограничников стран СНГ

Директор Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана МГИМО, доктор политических наук Андрей Казанцев прокомментировал ситуацию в Афганистане.

Полный комментарий политолога слушайте в аудиоверсии.

Источник: Sputnik

Лавров примет участие в заседании глав МИД, МО и секретарей cовбезов ОДКБ

Главный научный сотрудник ЦИПЦАА ИМИ МГИМО Андрей Казанцев считает, что отставка Хачатурова связана с внутриармянской политикой и никакого прямого отношения к действиям ОДКБ как к региональной организации не имеет.

"Что касается деятельности ОДКБ, то там есть плановая ротация представителей разных стран. Сейчас — Армения, до этого ОДКБ возглавлял представитель России достаточно долгое время. Тут, собственно, какого-то ущерба организации в этом плане нет", — сказал Казанцев РИА Новости.

"Безусловно, на какое-то время это ослабит работу ОДКБ — на время замены, это не очень хорошо в том плане, что сейчас достаточно много угроз с Афганистаном, международным терроризмом, (в сферах — ред.), где традиционно работала ОДКБ", — отметил он.

Источник: РИА "Новости"

Отставка Хачатурова может ослабить работу ОДКБ

Отставка Юрия Хачатурова с поста генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) может ослабить работу организации на время поиска нового руководителя, считает главный научный сотрудник МГИМО Андрей Казанцев.

Ранее в организации сообщили, что генсек ОДКБ Юрий Хачатуров освобожден от должности, исполняющим обязанности стал его заместитель Валерий Семериков. Позже и.о. генсека Валерий Семериков сообщил РИА Новости, что отставка Хачатурова связана с тем, что его кандидатуру отозвала Армения.

По мнению эксперта, отставка Хачатурова связана с внутриармянской политикой и никакого прямого отношения к действиям ОДКБ как к региональной организации не имеет.

"Что касается деятельности ОДКБ, то там есть плановая ротация представителей разных стран. Сейчас - Армения, до этого ОДКБ возглавлял представитель России достаточно долгое время. Тут, собственно, какого-то ущерба организации в этом плане нет", - сказал Казанцев в беседе с РИА Новости.

"Безусловно, на какое-то время это ослабит работу ОДКБ - на время замены, это не очень хорошо в том плане, что сейчас достаточно много угроз с Афганистаном, международным терроризмом, (в сферах - ред.), где традиционно работала ОДКБ", - отметил он.

Источник: "Спутник. Таджикистан"

Выгодна ли России встреча Трампа и Ким Чен Ына?

Этот же аспект отмечает и главный научный сотрудник Аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев. По его мнению, тот факт, что с легкой руки СМИ встреча в одночасье приобрела эпитет "историческая", вполне оправдан.

"Можно говорить, что это действительно историческое событие, так как состоялась личная встреча лидеров, - отметил он. - Это важно, поскольку если в США система более-менее институционализирована, работает так называемый механизм сдержек и противовесов, предполагающий, что решения не принимает один человек, как бы Трамп ни пытался это изменить, то в Северной Корее все наоборот - решения за одним лицом. И вот они встретились".

То же происходит и сейчас. "Самое важное - это то, что стартовал дипломатический процесс. Будут начаты долгие переговоры, а, как известно, пока дипломаты говорят, пушки молчат. И слава Богу", - отметил Толорая. Эксперты подчеркивают, что никаких гарантий полной денуклеаризации Северной Кореи не прозвучало. Более того, предупреждает Андрей Казанцев, не исключено, что оба лидера трактуют это понятие каждый по-своему.

В случае военного конфликта РФ, в последнее время во многом делающая ставку на азиатских партнеров, понесла бы значительные убытки. "В случае же деэскалации ситуации экономический рост в Восточной Азии ускорится, что дает России шанс еще больше укрепить экономические связи в регионе", - считает Андрей Казанцев.

Источник: DW

Пока Таджикистан не может развиваться без внешних спонсоров

Без финансовой поддержки международных организаций Таджикистан пока не может самостоятельно развиваться, считает директор Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрей Казанцев.

Правительство Таджикистана в течение ближайших трех лет планирует направить из государственного бюджета около 70 миллиардов сомони (7,7 миллиарда долларов) на реализацию "Программы среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016-2020 годы".

По мнению директора Аналитического центра МГИМО, доктор политических наук Андрея Казанцева, чтобы рассуждать об экономическом развитии страны, нужно понимать ее нынешнее положение.

"В Таджикистане очень серьезные экономические проблемы. Страна никак до сих пор не оправится от гражданской войны, которая давно закончилась", — пояснил Казанцев Sputnik Таджикистан.

По его словам, нужно относиться с достаточной долей скепсиса к планам правительства Таджикистана.

"У Таджикистана для этого нет внутренних средств. Основные средства поступают либо путем получения займов у различных международных организаций, либо путем привлечения инвестиций, прежде всего китайских, либо средств от трудовой миграции. Существенную долю ВВП Таджикистана составляют перечисления трудовых мигрантов из России", — пояснил он.

Безусловно, поступления в бюджет Таджикистана также идут за счет продажи хлопка и алюминия.

"Но больших объемов свободных денежных средств они не дают, к сожалению, без зарубежной помощи. Поэтому надо понимать, что на данном этапе основную роль в развитии Таджикистана могут сыграть только внешние спонсоры. Сотрудничество с Узбекистаном тоже может быть очень серьезным подспорьем в развитии таджикской экономики", — подытожил эксперт, добавив, что потепление отношений между соседями может придать новый импульс строительству Рогунской ГЭС, что также станет положительным фактором в развитии экономики Таджикистана.

Источник: Sputnik

Казанцев: Встреча глав государств Центральной Азии имеет историческое значение

В Астане проходит встреча президентов Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана - Сооронбая Жээнбекова, Нурсултана Назарбаева, Эмомали Рахмона и Шавката Мирзиеева. Во встрече также участвует и представитель Туркменистана — председатель меджлиса Акджа Нурбердыева. О значении встречи и перспективах сотрудничества в регионе мы поговорили с главным научным сотрудником, директором центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана ИМИ МГИМО Андреем Казанцевым.

«Азаттык»: В Астане сегодня проходит встреча глав государств Центральной Азии. Может ли это мероприятие стать площадкой для регионального сотрудничества и как вы оцениваете ее значение?

Андрей Казанцев: На мой взгляд, встреча имеет историческое значение. Поскольку мы все помним, что в 90-х и начале 2000-х годов была серия таких интеграционных структур. После того, как они исчезли, главы стран региона не только не создавали интеграционных структур, про это и сейчас речи не идет, но они даже не создали какого-то формата, в котором они регулярно могли бы встречаться.

По сути, единственный формат, в котором главы государств Центральной Азии отдельно встречались, существовал в отношениях с некоторыми внешними игроками, например, с США - «С5+1», с Японией и так далее. Теперь создается формат, в котором они сами отдельно могут между собой встречаться. Если формат будет и дальше поддерживаться, то это будет действительно историческое событие. Потому что межгосударственные отношения будут налаживаться, будут создаваться формы взаимодействия между главами государств.

«Азаттык»: В кругу встречающихся сегодня глав государств сменившимися являются только президенты Кыргызстана и Узбекистана. Президент Туркменистана на встречу не поехал. Готовы ли Нурсултан Назарбаев и Эмомали Рахмон, которые правят со времени обретения независимости, к новому формату сотрудничества?

Андрей Казанцев: Главы государств региона готовы к этому новому формату сотрудничества в разной степени, в частности, известно, что Туркменистан принимает участие не на том уровне. Но в принципе определенный интерес к развитию взаимодействия на уровне глав региона есть у всех.

«Азаттык»: Какими направления сотрудничества могут стать приоритетными?

Андрей Казанцев: Прежде всего, необходима элементарная координация позиций, потому что до этого не было какого-то определенного формата, в котором главы региона могли бы встречаться. Не было возможности даже элементарно координировать свое взаимодействие. Простейший пример: страны региона встречаются в формате «5+1» с внешними игроками. На саммитах СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, где присутствуют главы стран Центральной Азии, они встречаются с главой России. Соответственно, как-то скоординировать свои позиции им нужно. Таких форматов не было, теперь он появился, но это то, что касается внешней политики.

Что касается экономики, то это, безусловно, водно-энергетические проблемы – больной такой узел региона. И при изменении внешней политики Узбекистана он начал рассасываться. Мы прекрасно знаем, какой прорыв достигнут в отношениях Узбекистана и Таджикистана. То же обсуждается в отношениях Кыргызстана и Узбекистана. То есть присутствует очевидная позитивная проблематика.

Следующее направление – транспорт. В настоящее время идет активная реализация китайских проектов строительства различных маршрутов через регион, здесь тоже, наверное, очевидно, что нужно координировать отношения не только с Китаем, другими внешними игроками, но и между собой. Направлений действительно много.

«Азаттык»: Может ли это говорить о первом шаге к некой самостоятельности и как к этому относится Кремль?

Андрей Казанцев: Вы знаете, до самостоятельности, то есть того, чтобы центральноазиатская интеграция стала реальной альтернативой таким структурам, как ЕАЭС и ОДКБ, к которым Россия относится как к приоритетным, еще очень большая дистанция. Пока речь идет о том, чтобы просто наладить отношения между соседями. К чему это приведет? К тому, что может ускориться экономический рост, снизится конфликтность между соседями. Россия на самом деле имеет очень гибкую позицию, и в определенной степени это все не только не вредит российским интересам, но очень даже благоприятствует, поскольку Россия не заинтересована в каких-то проблемах в Центральной Азии, которые могли бы создавать проблемы для нее. Поэтому я не думаю, что со стороны руководства России будет какое-то негативное отношение к тем шагам, которые мы сейчас обсуждаем – координация позиции, налаживание экономического сотрудничества в регионе и так далее.

«Азаттык»: Сообщается, что встреча проходит по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. Может ли это означать, что узбекский президент планирует, так сказать, перехватить пальму лидерства в регионе? Как это может быть воспринято президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым?

Андрей Казанцев: Узбекистан, конечно, традиционно стремился к лидерству в регионе, это не секрет. На это есть определенные основания, связанные с территориальным расположением, с тем, что практически половина населения региона живет в Узбекистане. Но у Казахстана есть свои аргументы - это очень большая экономика относительно своих соседей, даже относительно Узбекистана, очень большой объем ВВП на душу населения, сопоставимый с Россией. Есть и много других аргументов, в том числе, внешнеполитический авторитет Назарбаева существенно выше, чем у Мирзиеева, просто потому что он очень давно присутствует в мировой политике. Поэтому мне кажется, что конкуренции здесь не будет, будет определенное взаимодействие.

Источник: "Радио Азаттык"

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.