Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Сирия будет фрагментирована по конфессиональному принципу

крыловВедущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Александр Крылов — о сценариях развития ситуации в Сирии.

В мае 2012 года в МГИМО состоялась презентация подготовленного Центром ближневосточных исследований (ЦБИ) аналитического доклада «Ближний Восток: возможные варианты трансформационных процессов». Значительная часть доклада была посвящена анализу наиболее вероятных сценариев развития ситуации в кратко- и среднесрочной перспективе в тех арабских странах, где события, связанные с феноменом «арабской весны», либо привели к смене государственного руководства, либо серьезно обострили внутриполитическую обстановку. Большинство прогнозов, изложенных в тех сценариях, полностью оправдались.

Подробнее: Сирия будет фрагментирована по конфессиональному принципу

Граница безопасности Израиля пройдет по руслу реки Иордан

krilovВедущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Александр Крылов — о том, почему Иорданская долина имеет для Израиля принципиальное значение.

Выступая 3 ноября 2013 года на заседании правительственного кабинета премьер-министр Б. Нетаньяху неожиданно вспомнил о 96-й годовщине принятия Декларации Бальфура и тотчас же увязал это событие с необходимостью расширения границ государства Израиль за счет территории Иорданской долины, которая является неотъемлемой частью оккупируемого израильтянами Западного берега.

Напомним, что Декларация Бальфура представляет собой письмо, направленное 2 ноября 1917 года Артуром Джеймсом Бальфуром, тогдашним британским министром иностранных дел, на имя лорда Лайонела Уолтера Ротшильда, влиятельного и активного спонсора международного сионистского движения. В письме, среди прочего, говорилось следующее: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели» (подлинный текст Декларации Бальфура / Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. Т.1. — с.286). При этом в письме особо подчеркивалось, что «не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине».

24 апреля 1920 года Декларация Бальфура была утверждена на конференции союзнических держав в Сан-Ремо и спустя два года включена в текст мандата на управление Палестиной, выданного Лигой Наций Великобритании. Одновременно с получением мандата британский Верховный комиссариат по управлению Палестиной своим указом осуществил раздел страны по естественному руслу реки Иордан, и на ее восточном берегу было запрещено селиться евреям. Следовательно, вся территория исторической Палестины, расположенная к западу от Иордана, была открыта для еврейской иммиграции.

Почему этот документ почти столетней давности привлек сейчас внимание израильскогопремьер-министра? Ответ достаточно прост. Как известно, под давлением США после длительного перерыва в июле текущего года возобновились палестино-израильскиепереговоры. На сегодняшний день состоялось 15 встреч. Администрация Б.Обамы намерена добиться дипломатического прорыва уже к январю 2014 года. Предполагается, что американские дипломаты представят план, в котором будет предложено решение всех основных проблем — на основании границ, существовавших до июня 1967 года, и обмена территориями.

Не дожидаясь даты официальной передачи американского плана палестинской и израильской сторонам, Б. Нетаньяху выдвинул условие, которое не может быть изменено на любых будущих переговорах о постоянном статусе ближневосточного урегулирования. А это условие основано на принципах, которые содержались именно в Декларации Бальфура. В последнем выступлении на заседании кабинета министров Б.Нетаньяху официально заявил: «Принцип, который обеспечит мир, а также защитит государство Израиль, в случае, если мирное соглашение будет нарушено, это — принцип безопасности. Договоренности в области безопасности принципиальны для нас, и мы настаиваем на них. Эти договоренности будут содержать многие составляющие, но во главу угла мы ставим то, что граница безопасности Израиля пройдет по реке Иордан». Этим заявлением Б.Нетаньяху подтвердил, что Иорданская долина является суверенной территорией Государства Израиль.

Во второй части своего выступления израильский премьер ясно дал понять, почему Иорданская долина имеет столь принципиальное значение для Израиля. «Есть и те, кто открыто и прямо требуют нашего уничтожения, и, прежде всего, это — конечно, Иран, — подчеркнул Б.Нетаньяху. — Иран стремится получить ядерное оружие. И он по-прежнемупродвигается к этой цели. Мы же будем стремиться к тому, чтобы Иран никогда не смог достичь этой цели».

Сразу после оккупации Западного берега реки Иордан в 1967 году, в соответствии с планом генерала И. Аллона район Иорданской долины был включен в зону ответственности двух израильских административных советов — Аравот а-Ярден(региональный совет Иорданской долины) и Мегилот (региональный совет района Мегилот или северо-западной части Мертвого моря). По мнению И.Аллона, этот район, занимающий площадь 1813,5 кв.км (или 32,9% всей территории Западного берега), безболезненно мог быть отторгнут в целях обеспечения безопасности Израиля, поскольку к моменту принятия плана был почти полностью обезлюжен.

В результате реализации «плана Аллона» вся территория, прилегающая к иорданской границе, является сейчас «закрытой зоной». Создание по естественному руслу Иордана сплошной полосы, все подступы к которой охраняются военными, позволяет Израилю контролировать распределение водных ресурсов реки Иордан и полностью регулировать процесс передвижения палестинцев и товаров в Иорданию и обратно на территорию Западного берега. Перекрытие всех подступов к Иорданской долине обеспечивает также тотальный военный контроль почти над всей территорией Западного берега.

Сейчас в Иорданской долине зарегистрировано 21 поселение и 9 поселенческих аванпостов; в северо-западной части Мертвого моря — 6 поселений. Численность израильских поселенцев не превышает 5,5 тысяч человек. Режим, введенный Израилем в Иорданской долине, направлен на полное вытеснение немногочисленных палестинских арабов из этого района, а поселенцы здесь выполняют второстепенную роль, способствуя усилению израильского военного присутствия.

После ракетного обстрела Ираком в 1991 году территории Израиля стратегическое значение долины существенно возросло. Накануне вторжения США и их союзников в Ирак в марте 2003 года, когда военные аналитики вновь заговорили о возможности нанесения ракетных ударов по Израилю с востока, командование израильских вооруженных сил пересмотрело доктрину обеспечения обороноспособности и безопасности страны и осуществило передислокацию большей части военной техники, прежде всего средств ПВО, именно в Иорданскую долину, превратив ее фактически в восточный фронт.

Буферная зона между Западным берегом и мусульманским миром на востоке, по мнению израильских военных экспертов, позволила бы также исключить прямое сообщение между гипотетическим палестинским государством и ближайшими арабскими странами. В настоящее время, как полагают израильские политики и военные, наиболее реальную угрозу представляет собой ядерная программа Ирана и возможное нападение с востока с применением баллистических ракет дальнего радиуса действия, оснащенных химическими, биологическими или даже ядерными боеголовками. В этой связи малозаселенная Иорданская долина рассматривается как идеальный плацдарм для размещения сверхсовременных систем ПВО и ракетных комплексов наступательного назначения.

Практика предыдущих переговоров между израильской и палестинской сторонами показала, что Израиль ни при каких обстоятельствах и условиях не намерен выносить на обсуждение вопрос об Иорданской долине, считая, что ее статус напрямую связан с насущными вопросами национальной безопасности и на этом основании не подлежит пересмотру — даже если переговорный процесс подойдет к своей финальной стадии.

Источник: Портал МГИМО

Косовский сценарий для Сирии

krilovВедущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Александр Крылов — о том, что сирийский конфликт как никогда близок к войне, в которую будут втянуты все граничащие с Сирией государства.

Год назад Центр ближневосточных исследований опубликовал аналитический доклад «Ближний восток: возможные варианты трансформационных процессов», в котором, среди прочего, авторы предложили четыре варианта развития событий в Сирии после начала антиправительственных выступлений оппозиции в марте 2011 года. Четвертый, наихудший сценарий, предполагал возможность международного военного вмешательства без мандата ООН посредством нанесения точечных ударов с воздуха. Как известно, именно такой сценарий был использован коалицией стран НАТО во главе с США в Косово.

Подробнее: Косовский сценарий для Сирии

Гражданская война в Сирии еще не вступила в решающую фазу

krilovПравительство США объявило о том, что располагает свидетельствами использования режимом Асада химического оружия. Таким образом, Вашингтон нашел повод для поставок американского оружия сирийским повстанцам. Эту ситуацию специально для «НП» комментирует ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО Александр Крылов:

— Дело шло к этому с самого начала. Не случайно в Совбезе ООНосуществлялось мощное давление на Россию и Китай, чтобы повторить развитие событий по ливийскому сценарию. Как только речь зашла о том, что в Сирии идут поиски химического оружия, стало ясно, что его там найдут, даже если его нет.

Подробнее: Гражданская война в Сирии еще не вступила в решающую фазу

Без вмешательства извне сирийская оппозиция не способна сместить Асада

крыловЕС снял эмбарго на поставки оружия сирийским повстанцам. Новость прокомментировал ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Александр Крылов.

— Согласны ли Вы с тем, что сам факт отмены эмбарго (без реальных поставок оружия) может заставить Башара Асада мойти на уступки?

— Вряд ли. Отмена эмбарго — свидетельство того, что оппозиция без внешнего вмешательства не способна обеспечить смещение режима Башара Асада.

— В каком состоянии сейчас находится сирийская оппозиция?

— Оппозиция разношерстна. Самое слабое ее место — отсутствие единства между противниками правящего режима и зарубежными наемниками, отрабатывающими свои деньги.

Подробнее: Без вмешательства извне сирийская оппозиция не способна сместить Асада

За кулисами «арабской весны»: Турция и новый политический альянс на Ближнем Востоке

КрыловВедущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Александр Крылов — о формировании на Большом Ближнем Востоке нового политического альянса во главе с США.

Наиболее заметным последствием «арабской весны» стало укрепление политических позиций радикального ислама на Ближнем Востоке и Северной Африке, особенно там, где произошла смена правящих режимов (Тунис, Ливия, Египет, Йемен). Даже в западных странах, с энтузиазмом требующих устранить президента Б. Асада, признают, что в Сирии большинство повстанцев, сражающихся против регулярных правительственных войск, являются членами радикальных исламистских организаций, включая небезызвестную откровенно джихадистскую группировку «Фронт ан-Нусра», которая признана в США террористической ячейкой, связанной непосредственно с «Аль-Каидой».

Сразу после того, как в марте 2011 года протестное движение со стандартными требованиями смены по¬литической власти дошло до сирийской территории, Турция активно подключилась к кампании по поддержке противников правящего руководства САР. Премьер-министр Р. Эрдоган недвусмысленно заявил, что «события в Сирии превращаются во внутреннее дело Турции». Повстанческая армия (т.н. «Сирийская свободная армия») комплектуется в лагерях беженцев, расположен¬ных на турецкой территории на границах с Сирией. Вербовка и подготовка волонтеров осуществляется инструкторами турецких спецслужб. Турецкими властями был установлен режим полной эконо¬мической блокады южного соседа, однако именно через турецкие границы в основном осуществляется переброска вооруженных диверсионных групп в Сирию.

В этой связи напрашиваются следующие вопросы: почему Анкара столь стремительно пошла на отказ от Джейханского соглашения, которое было подписано при международном посредничестве после длительных и многотрудных переговоров 21 октября 1998 года и которое, кстати, устраняло все спорные вопросы между Турцией и Сирией (территориальный спор из-за района, прилегающего к г. Александретта, курдский вопрос и проблемы распределения вод реки Евфрат)? Почему премьер-министр Турции Р. Эрдоган, подписавший в Дамаске во время официального визита в 2004 году ряд договоров, нацеленных на позитивное развитие двусторонних отношений, столь же поспешно в одностороннем порядке инициировал эскалацию напряженности на турецко-сирийской границе и подключился к кампании по свержению действующего президента Сирии?

На мой взгляд, основная причина антисирийских настроений в правящей элите Турции все же связана с глобальным изменением ближневосточной политики США и их основных региональных союзников. Факт того, что новая политика США на Большом Ближнем Востоке будет строиться на принципах противостояния Ирану и сотрудничества с исламскими фундаменталистами, был подтвержден, в частности, одним из наиболее авторитетных американских специалистов по проблемам борьбы с терроризмом Э. Маккарти. В недавно вышедшей книге с весьма примечательным названием «Весенняя лихорадка: иллюзия исламской демократии» он отмечал, что американцы хорошо уяснили после вторжения в Ирак и Афганистан, что для мусульманского мира самое главное — это ислам. В то же время люди, выражающие готовность следовать по пути модернизации и продвигать в исламском обществе общедемократические ценности, составляют не более 20%, то есть меньшинство. Отсюда следовал вывод: исходя их объективной реальности, надо делать ставку на развитие взаимного сотрудничества с наиболее популярными исламистскими организациями, в том числе «Братьями-мусульманами» в Египте и Ливии, партией «Ан-Нахда» в Тунисе, коалицией радикальных антиправительственных группировок в Сирии, Партией справедливости и развития во главе с премьер-министром Турции Р. Эрдоганом, который активно поддерживает исламизацию страны и превращение ее в лидера исламского мира.

США и Турция, поставившие во главу угла своей внешней политики концепцию недопущения Ирана к любым разработкам в области ядерных технологий, объективно заинтересованы в ликвидации режима Б. Асада — основного союзника Тегерана в регионе.

В этом же заинтересованы арабские мо¬нархии Персидского залива, прежде всего, Саудовская Аравия и Катар, лидирующие сейчас в ЛАГ и рассматривающие устранение Асада как важный шаг на пути ослабления враждебного им Ирана, шиитского влияния и угрозы выступлений шиитов против суннитских монархий.

Со своей стороны, Турция в не меньшей степени заинтересована в дестабилизации внутренней обстанов¬ки в Иране и Сирии, равно как и в установлении своего контроля над районами проживания сирийских, иракских и иранских курдов. В этой политике США и их региональные союзники, в том числе Турция, особую роль отводят радикальным боевым исламским формированиям.

Саудовская Аравия, Катар и другие арабские нефтедобывающие государства Персидского залива уже давно финансируют и вооружают исламистские партии и группировки в целях усиления позиций консервативного ислама в арабском мире и противодействия шиитской (иранской) экспансии. Только за последние несколько лет исламским фундаменталистским организациям была перечислена с Аравийского полуострова фантастическая сумма, превышающая 100 миллиардов долларов.

Как известно, Израиль — основной стратегический союзник США — также считает, что для него основная угроза исходит из Ирана. Израильское политическое руководство открыто заявляет, что первоочередная военно-стратегическая задача состоит именно в уничтожении иранских ядерных объектов.

Таким образом, на фоне «иранского синдрома» идет формирование нового политического альянса. Причем наиболее экстравагантный участник этого политического союза — Израиль — уже дал отчетливо понять, что он готов сосуществовать с исламскими режимами и оказывать им содействие в борьбе против шиитской экспансии, если те будут проявлять лояльность по отношению к еврейскому государству. В официальной речи на сессии СБ ООН, посвященной проблемам защиты мирного населения в ходе вооруженного конфликта, посол Израиля в ООН Рон Просор ясно дал понять, что израильское правительство официально требует положить конец преступлениям Асада и настаивает на проведении операции по введению иностранного контингента войск для «осуществления конкретных и решительных действий».

Подтверждением того, что «арабская весна» была операцией, которая тщательно планировалась американской администрацией, является секретный документ, опубликованный в экспертном материале Б.Рубина, ведущего аналитика Центра изучения международных проблем (Gloria Center) при Междисциплинарном центре в Герцлии (Израиль). Текст документа не оставляет сомнений в том, что советники по внешней политике подготовили в августе 2010 года по распоряжению президента Б.Обамы план в отношении ряда арабских стран, который предусматривал реализацию под эгидой США и в интересах США сценариев устранения при содействии религиозных оппозиционеров авторитарных режимов в странах, которые относятся к числу американских союзников. Основываясь на этом документе, Б.Рубин доказывает, что перераспределение власти в Египте в пользу «Братьев-мусульман» было частью стратегического плана американской администрации, разработанного еще до начала «арабской весны».

Все указывает на то, что Турция готова поддержать новый американский альянс. Свидетельство тому — телефонный разговор израильского премьер-министра Б. Нетаньяху и турецкого премьера Р. Эрдогана, состоявшийся по требованию и в присутствии президента США Б. Обамы.

Во время разговора Б.Нетаньяху выразил сожаление в связи с гибелью людей во время рейда израильского десанта на турецкое судно «Мави Мармара» и дал согласие выплатить денежные компенсации турецким семьям, потерявшим близких в результате действий израильских коммандос. При этом Б. Нетаньяху указал: «После трех лет разлада в турецко-израильских отношениях я решил, что настала пора их реабилитировать. Изменяющаяся реальность вокруг нас вынуждает постоянно пересматривать отношения с другими странами региона. За прошедшие три года Израиль делал неоднократные попытки примирения с Турцией. Факт заключается в том, что для меня главным фактором стал сирийский кризис».

Со своей стороны, Р.Эрдоган принял извинения израильского премьера, обязался закрыть уголовное дело в отношении израильских спецназовцев, участвовавших в рейде, и подчеркнул «важность тесного сотрудничества и дружбы между турецким и еврейским народами». Белый Дом с удовлетворением констатировал в отчете об итогах визита Б. Обамы в Израиль: «Соединенные Штаты глубоко ценят тесные партнерские отношения с Турцией и Израилем, и мы придаем большое значение восстановлению позитивных отношений между ними в целях содействия региональному миру и безопасности».

Изложенное выше позволяет сделать однозначный вывод: пока радикальные исламисты и их спонсоры ведут совместными усилиями борьбу против режимов, которые относятся к числу неугодных США, Турции, Израилю и аравийским консервативным монархиям, последние будут поддерживать программу уничтожения своих противников руками тех, кто им противостоит. Участников нового ближневосточного альянса объединяет и более чем устраивает, прежде всего, вектор современной направленности радикального ислама, а этот вектор сейчас направлен в сторону Ирана, Северного Кавказа и Центральной Азии, что также соответствует стратегическим интересам региональных партнеров США. Предпринимаемые сейчас странами НАТО и Petro-исламскими государствами шаги по устранению Б.Асада — очередной жертвы «арабской весны» — не только усугубят и без того крайне нестабильную ситуацию в Сирии, но и создадут реальную перспективу для продвижения фронта радикального ислама в направлении границ Российской Федерации.

Источник: http://www.mgimo.ru/news/experts/document237070.phtml

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.