Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Армения грозит применить право вето в ОДКБ: в Азербайджане недоумевают

В свою очередь, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (Россия) Николай Силаев призвал не смешивать ОДКБ и ЕАЭС – военно-политический союз и экономическое интеграционное объединение.

Эксперт также заметил, что не видит перспектив присоединения Азербайджана к ОДКБ при нынешних его отношениях с Арменией. По его словам, для России важно сохранить хорошие отношения и с Арменией, и с Азербайджаном.

"Армения и Азербайджан могут оказаться в одном военно-политическом блоке только при условии примирения", — подчеркнул он.

Силаев напомнил, что присоединение самой Армении к ЕАЭС (тогда – Таможенному союзу) встретило определенные сомнения и возражения со стороны Казахстана, для которого важны отношения с Азербайджаном. Однако оно состоялось.

По словам собеседника Sputnik, если Азербайджан решит присоединиться к ЕАЭС, ему придется снимать действующий запрет на транспортное сообщение с Арменией, потому что между странами-членами такого объединения закрытых границ по определению быть не может.

"Баку явно к этому не готов", — заключил эксперт.

Источник: "Спутник Азербайджан"

Путин поддержал признание

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев говорит, что Владимир Путин сверил часы с лидерами Абхазии и Южной Осетии:

«Во-первых, они не так часто встречаются. Для всех важно сверить часы, переговорить на высшем уровне, особенно это важно для президентов Абхазии и Южной Осетии, и, возможно, решить какие-то вопросы, которые не так просто решать в рамках рабочего взаимодействия России с этими двумя государствами».

Силаев отмечает, что российский президент на встрече с югоосетинской делегацией сделал акцент на социально-экономическом сотрудничестве и этот сигнал важен для Цхинвала:

«Акцент будет делаться на том, чтобы в обеих странах – и, прежде всего, это касается Южной Осетии – больше внимания уделяли развитию собственной экономики. Понятно, что и ситуация бюджетная в России не такова, чтобы резко повышать масштабы экономической помощи Абхазии и Южной Осетии. Я не говорю – сворачивать, я говорю – не такая, чтобы резко повышать. И, в принципе, пора уже давно этим заняться, особенно в Южной Осетии.

– Существуют ли какие-то сложности, шероховатости в российско-югоосетинских отношениях на данный момент?

– Мне кажется, если шероховатости возникали, то их едва ли будут выносить на уровень президентов. Все остальное я не готов обсуждать в печати. Есть мои какие-то предположения, которые лучше не выносить в СМИ».

В состав югоосетинской делегации вошли председатель правительства Эрик Пухаев, глава администрации президента Игорь Козаев и министр финансов Аза Хабалова.

Российскую сторону представляли вице-премьер правительства Виталий Мутко, помощник президента Владислав Сурков, министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев, заместитель секретаря Совета безопасности Рашид Нургалиев, замминистра иностранных дел Игорь Моргулов, заместитель министра финансов Леонид Горнин.

Источник: "Эхо Кавказа"

НАТО использует Грузию для давления на Россию

С момента первого заседания комиссии НАТО — Грузия прошло десять лет, но Грузия по-прежнему не принята в блок. Тем не менее, тема Грузии и НАТО регулярно появляется в инфополе: в частности, генсек НАТО Йен Столтенберг пообещал Грузии членство в блоке.

Старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО, политолог Николай Силаев в беседе с «Актуальными комментариями» объяснил, почему Грузию не приняли и не примут в НАТО, но разговоры об этом время от времени появляются.

 

— То, что сказал Столтенберг, не представляет собой новость. Это пустое проходное заявление — по поводу членства Грузии в НАТО было все сказано в итоговом документе саммита альянса в Бухаресте в апреле 2008 года. Там указано, что Грузия станет членом НАТО.

 

Заявление Столтенберга всего лишь повторяет это тезис. С тех пор вся эта история длится — с одной стороны, пообещали принять в НАТО, с другой — не пообещали, когда именно. Грузия в этом смысле так же близка к НАТО, как была год и два назад. Изобретаются новые формы сотрудничества, которые, с одной стороны, демонстрировали бы сближение Грузии с НАТО, с другой — не предполагали бы членства в альянсе. Например, расширяются совместные учения, разрабатываются какие-то региональные форматы взаимодействия.

 

На протяжении десяти лет Грузия не продвинулась к тому, чтобы стать членом НАТО, хотя ее сотрудничество с блоком усиливается. Есть сильная оппозиция членству Грузии и Украины в НАТО среди самих членов блока — исторически это были Франция, Германия, Италия, теперь и Венгрия, которая особенно противится вступлению Украины в НАТО.

 

Маловероятно, что блок в ближайшие годы будет готов взять на себя ответственность за обеспечение безопасности Грузии. Иллюзии, которыми грузинские политики кормят своих избирателей, продолжат существовать, но они уже не имеют большого значения.

 

Здесь еще важно, что межоблачное состояние, при котором, с одной стороны, Грузии обещано членство в НАТО, с другой — на протяжении многих лет членство откладывается, порождает разочарование в грузинском обществе.

 

Почти никто из влиятельных грузинских политиков не может признать ошибочность ставки на НАТО. Реализовать эту ставку они тоже не могут. Это подрывает авторитет и политиков, которые призывают к членству в НАТО, так и саму НАТО.

 

О членстве Грузии в НАТО мы можем с большей или меньшей уверенностью употребить слово «никогда». Это связано с тем, что никто в Западной Европе не хочет получать состояние фактической войны с Россией — я имею в виду Грузию в НАТО на фоне неопределенности статуса Абхазии с Южной Осетией и российском присутствии на той территории, которую члены НАТО считают территорией Грузии.

 

Грузия для НАТО — не ресурс, а обуза. Это должно быть очевидно даже США. В случае действительно острой ситуации, хоть она и маловероятна, Грузия не сможет сама себя защитить. НАТО придется взять ответственность за обеспечение безопасности страны, которая сама себя защитить не в состоянии и слишком для этого слаба. Ее членство в НАТО не укрепит ее же безопасность. В эти игры готовы играть США, но не готовы играть союзники.

Источник: "Актуальные комментарии"

Скорость для Кадырова. Нужна ли России новая железная дорога в Грозный

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев считает, что с экономической точки зрения этот проект нецелесообразен и вряд ли будет реализован.

 
Думаю, что этот проект не реализуют, потому что очень сложно найти экономическое обоснование для этого

– Грозный не является таким крупным экономическим центром, который генерирует большую деловую активность, – считает Силаев. – Его транспортные потребности вполне могут быть обслужены действующими маршрутами и имеющимися дорогами. Я думаю, что этот проект не реализуют, потому что очень сложно найти экономическое обоснование для этого. Есть масса других претендентов, у которых есть более убедительные экономические основания, чтобы попросить деньги на крупный инфраструктурный проект.

Новые маршруты скоростных (более медленный, по сравнению с высокоскоростными, класс) поездов обещали уже давно. В 2011 году тогда еще премьер-министр Владимир Путин на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, предложил связать в единую сеть скоростного движения те города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. А в 2010 году Владимир Путин пообещал, что высокоскоростное сообщение будет организовано между Москвой, Казанью, Самарой и Ульяновском для перевозки болельщиков. Однако на данный момент скоростные поезда по-прежнему ходят только между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом с остановкой в Москве.

Николай Силаев считает, что сейчас вряд ли кто-то будет вкладывать большие деньги в проект, который предложил Кадыров. Отчасти это связано с тем, что Северный Кавказ за последние годы получил очень много государственных инвестиций в инфраструктуру и уже неплохо обеспечен в этом плане.

Согласно исследованию РБК, с 2007 по 2015 год Чечня входила в тройку самых дотационных регионов: за этот период республика получила из федерального бюджета 539 млрд рублей в виде субсидий, субвенций и дотаций. В 2017 году Чечня наравне с Крымом стала получателем одной из крупнейших государственных дотаций – 40,4 млрд рублей.

По мнению Николая Силаева, северо-кавказское руководство нередко увлекается подобными масштабными проектами. Например, глава Дагестана Рамзан Абдулатипов хотел построить новый порт в Махачкале, деньги на который планировал получить от Китая. Однако потребности в этом порте не было. “Рамзан Кадыров – один из северо-кавказских начальников, которые время от времени такими идеями увлекаются”, – говорит Силаев.

На сегодняшний день в России не так много направлений, где возможно передвижение на скоростных поездах, а именно к ним относится “Сапсан”. Высокоскоростная магистраль предполагает движение с еще большей скоростью – 350–400 километров в час. В России первая высокоскоростная магистраль должна соединить Москву и Казань по плану только к 2023 году. Стоимость этой магистрали оценивается в 1,6 трлн рублей. Ранее, в 2013 году, были планы построить ВСМ Москва – Санкт-Петербург, но этот проект был отложен на неопределенный срок. И это при том, что отдельная ВСМ между Москвой и Петербургом могла бы решить большую логистическую проблему: Сапсан между двумя столицами ходит по обычным рельсам, поэтому мешает грузовым составам и электричкам. Кроме того, на обычных путях скоростной поезд не может развить максимальную скорость. Проблема совмещения быстрых и медленных поездов мешает развитию скоростного сообщения, которое идет намного медленнее обещанных темпов.

"Для "вставки в график" 1 пары скоростных (до 200 км/ч) пассажирских поездов требуется "снять с графика" 6 пар грузовых поездов", – говорится в итоговом докладе экспертной группы по реформированию железнодорожного транспорта, который был подготовлен в рамках создания правительственной стратегии развития России до 2020 года. Движение поездов по одним путям приводит также к увеличению нагрузки на диспетчерскую, так как скоростным поездам приходится обгонять грузовые.

Источник: "Радио Свобода"

Премьер-министр Грузии ушел в отставку

Отставка Квирикашвили — это попытка Иванишвили восстановить поддержку общественного мнения, которое в последнее время стало отворачиваться от него, сказал РБК старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. «Есть надежда кинуть публике кость, которую она схватит», — объясняет он. В то же время эксперт не считает, что отставка принципиально повлияет на общественное мнение. Силаев отмечает, что протесты последних месяцев не несут угрозы правящей партии, так как они были немногочисленными и локальными, хотя и показали, что в Грузии нарастает усталость от правления «Грузинской мечты». Это чувство связано с отсутствием изменений в экономике, которые не могли быть быстро решены даже «неплохим правительством Квирикашвили», считает Силаев.

На место Квирикашвили должен прийти харизматичный политик, который сможет соответствовать должности премьера и при этом будет подконтролен Иванишвили, считает Силаев. «Любой грузинский премьер будет выглядеть слабо на фоне неформального лидера, которым является Иванишвили», — говорит эксперт. В то же время, если Иванишвили решит занять должность премьер-министра, это будет не самое лучшее решение — Иванишвили уже пробовал это в 2012–2013 годах, напоминает эксперт.

Источник: РБК

 

Сепаратисты Нагорного Карабаха не полностью подчиняются Еревану

«Политика России в вопросе разрешения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта неизменна: она будет всемерно содействовать примирению сторон с ясным пониманием того, что ни один посредник не сможет пройти этот путь за них». 

Об этом заявил в беседе с Media.Az старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев.

По его словам, приход к власти в Армении нового премьер-министра Никола Пашиняна не изменит политику России. 

«Он может изменить подход Армении к переговорному процессу по Карабаху, и некоторые признаки этого уже видны. Например, Пашинян заявил, что к переговорам нужно привлечь сепаратистский режим оккупированного Нагорного Карабаха. 

На мой взгляд, позиции Еревана и «Степанакерта» (Ханкенди – Авт.) не всегда и не во всем тождественны. Когда Ереван представляет также и позицию «Степанакерта» на переговорах, это делает их менее гибкими, чем это возможно. К тому же неверно было бы говорить, что «Степанакерт» несамостоятелен и полностью подчиняется Еревану: у него есть собственные ресурсы и собственные подходы. Наконец, «Степанакерт» когда-то вывели из переговорного процесса, потому что Армению возглавляли карабахцы. Пашинян, в отличие от Кочаряна и Саргсяна - не из Карабаха. На мой взгляд, стоит исходить из этих соображений», - пояснил он.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО отметил, что для России важен любой шаг сторон к примирению.

Отвечая на вопрос о том, что Пашиняна считают антироссийским, Силаев сказал, что Россия и Армения в силу структурных причин являются союзниками. 

«После прихода к власти Пашинян очень аккуратно высказывается о России и отношениях с ней. Он добивается того, чтобы в Москве ему поверили. При этом, официальная Москва соблюдает баланс в отношениях с Арменией и Азербайджаном. Это необходимо для эффективной посреднической миссии», - сказал он.

Источник: Media.az

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.