Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Эксперты предупреждают об опасностях, подстерегающих Пашиняна во власти

"Приход к власти в Армении Пашиняна – исключительное явление в постсоветской истории", - считает старший научный сотрудник лаборатории анализа международных проблем МГИМО Николай Силаев, в отличие от Виктора Ющенко, Петра Порошенко и Михаила Саакашвили это не перешедший в оппозицию представитель прежней элиты, а классический активист, издатель оппозиционной прессы, умеющий мобилизовать протестно настроенных людей. Пашинян опередил многих ветеранов армянской политики, показал, что хорошо умеет вести переговоры в сложнейших условиях, в частности с представителями республиканской партии. Теперь ему предстоит эволюция из лидеров протеста в управленцы и государственники, очень интересно, как ему удастся ее пройти.

Источник: "Еркрамас"

Что ждет Армению?

Что ждет Армению в том случае если премьером страны станет лидер протестного движения Никола Пашинян – свое мнение высказал эксперт Николай Силаев.

"Это редкий случай на постсоветском пространстве, когда партия власти не рассыпалась сразу после того, как ушел ее лидер, и после того, как против нее развернулись протесты такого масштаба", — сказал старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО в эфире радио Sputnik.

По мнению эксперта, рано списывать со счетов Республиканскую партию.

"При голосовании в парламенте Армении 1 мая Республиканская партия продемонстрировала Пашиняну свою силу. По сути она дала еще один повод для переговоров. Конечно, в итоге он, по-видимому, 8 мая станет премьером Армении, но дальше ему предстоит утверждать новый состав правительства и программу, для чего необходимо решение парламента… По мере того, как эта политическая борьба будет переходить с улицы в стены парламента, тем более весом будет голос либо Республиканской партии, либо людей ее составляющих", — сказал эксперт.

Источник: Sputnik

Ненависть армян и азербайджанцев растят специально. В Пригородном районе так нельзя

OnKavkaz продолжает серию видео-интервью со знаковыми общественными и политическими фигурами, чья работа имеет непосредственное отношение к Кавказу и кавказскому пространству в России и за ее пределами.

Сегодняшнее видео-интервью в рамках данного цикла – это беседа с политологом, старшим научным сотрудником Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО, старшим научным сотрудником Лаборатории анализа международных процессов МГИМО Николаем Силаевым.

Автором данного цикла является известный режиссер и кинодокументалист Ильяс Богатырев. Вниманию наших читателей и, теперь уже, зрителей мы представляем и видео-версию интервью с приглашенным к беседе экспертом, и текстовую версию ключевых тезисов и идей, озвученных им в ходе беседы.

Николай Силаев:

Ситуация начала апреля показала,  одной стороны, нарастание напряженности, с другой – границы нарастания этой напряженности. Удар США по Сирии оказался меньшим, чем ожидали. То, что он не был направлен против российских военнослужащих, говорит о том, что люди, которые принимают решения о применении оружия, все-таки осознают свою ответственность и стараются действовать осторожно.

Но политика в большей степени зависит от медийного эффекта. И это, наверное, самое опасное. Никогда ранее отношения между США и Россией не были в сильной степени связаны с локальными медийными эффектами.

Телевидение сыграло роль в рождении триумфаторского духа. Телевидение  это инструмент, и не обязательно миротворческий.

Твиттер-дипломатия – это ситуация, когда серьезные вопросы войны и мира размениваются на эффектную фразу. Но проблема размена серьезных вопросов на эффектную фразу сопровождает человечество с давних времен.

Может, проблема в том, что люди перестают различать медийную картинку и действительность, которую она должна отображать.

Порог достоверности информации стремительно снижается. Речь уже не о фактах, а о настроениях.

На мой взгляд, наши политики ведут себя предельно адекватно в сравнении со многими другими политиками на международной арене. Я говорю не о конкретных шагах, а о самом понимании места России в мире. Разумная политика может осуществляться за счет здравого смысла.

Осмысление новой исторической ситуации, нового этапа в российской истории вопрос не к политикам, а к интеллектуалам.

….

Россия перестала быть империей, потому что стала более однородной по сравнению с тем, каким был Советский Союз. Сама идея народного суверенитета, идея равного гражданства стала общеразделяемой. Наличие режимов непрямого управления и есть одно из свойств империи.

Смотреть на то, что Россия стала меньше, чем Советский Союз надо с точки зрения преимущества. Важна наша способность ценить и уважать то, что есть.

Зачастую то, что называют применением двойных стандартов, может быть просто различием в интерпретации.

Я бы не стал называть Северный Кавказ буферной зоной по той причине, что он является частью России. Если где-то и находится буферная зона, то это Грузия. Северный Кавказ в меньшей степени зависит от международной динамики, в большей степени от взглядов Москвы.

Никто из тех, кто считает, что нагорно-карабахский конфликт является инструментом влияния Москвы на Баку и Ереван не продемонстрировал конкретные примеры такого воздействия.

Путину или Лаврову непросто найти слова для примирения армян и азербайджанцев.

Гейдар Алиев едва не потерял власть, когда дело дошло о какой-то договоренности между Азербайджаном и Арменией. Левон Тер-Петросян потерял власть  именно потому, что люди из его окружения требовали, чтобы он не шел ни на какие компромиссы.

Конфликт из-за Пригородного района в меньшем масштабе напоминает нагорно-карабахский конфликт.

….

Осетино-ингушский конфликт – предмет ответственности интеллигенции с обеих сторон. Власти России многое сделали, чтобы конфликт сокращался. Федеральные и региональные власти пытаются не выносить сор из избы, делать невидимым конфликт для стороннего наблюдателя. Поэтому мало примирительных инициатив с обеих сторон на уровне простых людей, интеллигенции, общественных организаций.

Перестали ценить интеллектуальных лидеров, которые способны идти против настроения большинства.  … Наверное, поэтому ни в Ингушетии, ни в Северной Осетии нет или недостаточно людей, которые могли бы доносить до своих соотечественников то, что им неприятно.

Конечно, Грузия нам не простит признание Абхазии и Южной Осетии как независимых государств. До последнего момента была открыта возможность принятия другого решения. Мне кажется, тогдашнее грузинское руководство само отказалось от такой перспективы.

Важна не любовь, а прагматичное сотрудничество.

Если состоится прямой диалог Абхазии и Южной Осетии с Грузией при содействии России, то, как мне кажется, это поспособствует улучшению российско-грузинских отношений.

Михаилу Саакашвили удалось привести хоть в какой-то порядок низовой государственный аппарат.

Мне кажется, что нормально, когда люди уезжают из республик Северного Кавказа, они действительно трудоизбыточны. Это давнее явление, которое характерно для многих горных регионов.

Ставка на туризм как на локомотив экономики Северного Кавказа была ошибкой. Это не дает требуемой занятости, как и сельское хозяйство. Чтобы люди оставались в регионе, должна быть промышленность и достаточно рабочих мест.

Власть региона интересуют мега-проекты, например такие, как строительство порта. Надо научиться видеть небольшие очаги роста, чтобы вокруг них выстраивать экономику.

Главная проблема Северного Кавказа в замкнутости и стремлении избежать внешних влияний, в том числе культурных. Это выбор элиты в позднесоветскую эпоху. Слишком много разговоров про великие национальные традиции и слишком мало вещей, которыми можно гордиться из других сфер.

Источник: On Kavkaz

Саргсяну прямо намекнули из Карабаха: кризис затянется, начнется война

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО прокомментировал «Комсомолке» отставку премьера Армении в итоге массовых протестов в республике.

- Армении, действительно так надоел Саргсян — как о том кричали на улицах Еревана?

- Саргсян действительно надоел - во-первых. Во-вторых, он обещал уйти — когда его прямо спрашивали после конституционной реформы в 2015-м, останется ли он во власти, премьером — он сказал, что нет. Но стал. А последней каплей, которую он не сумел предугадать, стало задержание оппозиционных депутатов парламента. Они люди не бог весть какие популярные, и Саргсян был прав, когда говорил, что блок, получивший 7 процентов, не может отражать мнение всего армянского народа. Это он говорил Николу Пашиняну еще вчера. Но избиратели Армении, как оказалось, именно это терпеть уже не смогли. То есть и надоел, и не сдержал обещание, и задержал депутатов-организаторов митинга. Терпение людей массово лопнуло - и они массово вышли на улицы.

- Почему старый лис не справился с ситуацией?

- Он раньше эффективно справлялся с политическими кризисами. Но никогда прежде против него в Армении не было протестов такого масштаба. И у него не было возможности придерживаться своей любимой тактики — пока протест выдохнется сам по себе. Из Карабаха поступали прозрачные намеки, что если кризис затянется, может начаться война.

- На расстрел протеста он бы не решился?

- Конечно нет! Такого рода приказ и первый же выстрел означали немедленное начало войны. В Карабахе.

Среди тех кто инициировал протесты против Саргсяна, немало тех, кто пользуется финансовой и политической поддержкой Запада (не Турции, конечно, никто в Армении у турков деньги никогда не возьмет, политические - точно). Но у этой небольшой прозападной и антирусской группы оппозиции нет политических рычагов, которые помогли бы им осуществить свою программу. И есть структурные факторы, определяющие внешнюю политику Армении (прежде всего, ее окружение), и они никуда не денутся из-за отставки Саргсяна. И внешнеполитический курс основывался не столько на воле и устремленности Саргсяна, сколько на широком консенсусе армянского политического класса. И отставка Саргсяна как раз позволяет политическому классу Армении сохранить в своих руках и властные рычаги, и экономические. Они пожертвовали им.

- Первый вице-премьер станет премьером?

- Зависит от того, как он себя покажет. У него есть шансы консолидировать власть. Сможет ли он найти компромисс между настроением ереванской улицы и армянским политическим классом? И сможет ли дать гарантии этому политическому классу, но умерить его аппетиты, чтобы широким массам дать дышать?

- Отношения Армении с Россией не изменятся кардинально — потому что ей некуда от нас деться?

- Посмотрите на спокойную реакцию Москвы. Официальной — а не тех спикеров, кто выступает на телевизионных ток-шоу. На протяжении всего времени, что шли эти протесты и этот кризис. Для российских властей ситуация совершенно прозрачна. И они не ждут радикального изменения во внешнеполитической реакции Армении.

Источник: "Комсомольская правда"

Участники Женевских дискуссий обменялись упреками в упрямстве

Декларация о неприменении силы была идеей России, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа ИМИ МГИМО Николай Силаев.

"Поскольку Грузия отказывается подписывать юридически обязывающее соглашение с Абхазией и Южной Осетией и требует, чтобы Россия поставила подпись под соглашением, но Москва не считает себя стороной конфликта и такое соглашение подписывать не будет, то выходом может стать общая декларация о неприменении силы всех участников Женевских дискуссий", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Николай Силаев.

По его словам, к концу 2016 года участники дискуссий уже были близки к принятию декларации, но грузинская сторона предложила внести в этот текст отдельный пункт, предусматривающий международную миссию на территории Абхазии и Южной Осетии.

"И из-за этого декларация тогда не была принята. Декларация важна для всех, не только для России. Это препятствие, которое мешает развивать переговоры по безопасности в регионе. Конечно, с точки зрения Абхазии и Южной Осетии сохраняется угроза со стороны Грузии, но она сокращается благодаря гарантиям России. Однако угроза не исчезла полностью, поэтому они заинтересованы в том, чтобы Грузия подписала соглашение о неприменении силы. Но если нет соглашения, то пусть хотя бы примет декларацию", - пояснил Силаев.

Власти Грузии не отказались от намерения решить вопрос "немирным путем", подчеркнул эксперт. "Там от планов реванша никто не отказывался. Сложно представить ситуацию, когда Грузия отказалась бы от подобного намерения без принятия декларации о неприменении силы. Декларация сделала бы ситуацию более здоровой", - сказал Николай Силаев.

При этом он признал, что декларация не является юридически обязывающим соглашением. "Грузия заявляет о том, что она не собирается применять силу, но с другой стороны, она отказывает в какой бы то ни было политической субъектности Абхазии и Южной Осетии. Поэтому нужны какие-то многосторонние решения или документы, которые сделали бы эту ситуацию более понятной и контролируемой", - сообщил Николай Силаев.

Источник: "Кавказский узел"

"Усложнится выдача виз" - политолог о высылке российского дипломата из Грузии

Российский политолог считает, что высылку российского дипломата из Грузии никто не заметит на фоне проблем России с Соединенными Штатами, Великобританией, Евросоюзом/

Из-за высылки российского дипломата грузинские граждане будут получать визы в Россию еще дольше, уверен политолог, научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.

Эксперт прокомментировал решение грузинского Министерства иностранных дел выслать одного российского дипломата из секции интересов Российской Федерации при посольстве Швейцарии.

"На фоне уже разорванных дипотношений высылать дипломата, который занимается исключительно консульскими вопросами, — это абсурд. Кроме того, что усложнится процесс выдачи виз, ничего не изменится. Персонала в секции российских интересов немного, нагрузка большая, значит они будут выдавать визы еще медленнее", – отметил политолог.

Силаев напомнил: секция российских интересов и так не была полноценной заменой посольству России. Без сопровождения швейцарских коллег российские дипломаты ограничены в действиях и не могут посещать правительственные собрания.

"Я сомневаюсь, что кто-нибудь требовал это у Грузии, – добавил также эксперт. – Она и так не собиралась восстанавливать разорванные дипотношения. К тому же демарш Грузии на фоне проблем России с Соединенными Штатами, Великобританией, Евросоюзом просто никто не заметит".

При этом переговоры специального представителя премьера Грузии Зураба Абашидзе с заместителем МИД России Григорием Карасиным, по мнению эксперта, все еще перспективны. Нынешняя высылка дипломата не отменяет достижений, которых достигли переговорщики, подчеркивает Силаев.

"В формате "Карасин – Абашидзе" есть пространство для движения вперед. Однако сейчас мяч на грузинской стороне, и что она собирается делать с этим мячом, теперь очевидно", — подвел итог политолог.

Грузия разорвала дипломатические отношения с Российской Федерацией в августе 2008 года. При этом россияне могут приезжать в Грузию в рамках безвизового режима, а граждане Грузии должны оформлять визу, чтобы попасть на территорию России.

Источник: Sputnik

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.