Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

В ситуации с соглашением о границе между Ингушетией и Чечней референдум не требовался

В ситуации с принятием документа об установлении границы между Ингушетией и Чечней вряд ли требовалось проведение в республиках общенародного референдума — он был бы необходим в ситуации с объединением двух субъектов, а в данном случае, когда речь идет о закреплении, по сути, сложившейся линии границы, референдум не актуален. Такое мнение высказал старший научный сотрудник центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (У) МИД России Николай Силаев, сообщает пресс-служба постпредства Ингушетии в Москве. «Неужели любое изменение границ субъектов федерации требует референдума? Региональные референдумы, как правило, проводились, когда проходило объединение субъектов, когда один субъект ликвидируется. Это должно решаться на референдуме. В данном случае я не думаю, что есть такое требование. Очевидно, что с этим соглашением работали юристы, в том числе федеральные. Вряд ли, если бы возник вопрос референдума, это упустили бы», — сказал Силаев. Отметим, что в силу правовой неграмотности люди путаются в терминологии — в законе речь идет об «изменении территории или границ», тогда как, по сути, подписанное соглашение ничего не меняет, а определяет границы между субъектами, не существовавшие ранее, говорится в релизе. 26 сентября Евкуров и Кадыров подписали в Магасе соглашение о закреплении административной границы между двумя регионами, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. Главы обеих республик уже назвали соглашение историческим — документ ставит точку в распрях, длившихся более 25 лет, и будет не препятствовать, а, наоборот, способствовать экономической интеграции двух республик, укреплению дружбы и братства. Казалось бы, вопрос решен, но противники документа все-таки нашлись. Часть населения Ингушетии подняла настоящую шумиху в социальных сетях, в том числе по поводу того, что решение о границе было принято без проведения общенародного референдума в республике. При этом общественные активисты ссылались на статью 3 регионального Закона «О референдуме Республики Ингушетия», которая гласит о том, что «на референдум Республики Ингушетия обязательно выносятся вопросы об изменении статуса, наименования республики, ее разделения или объединения с другими субъектами Российской Федерации, изменения ее территории или границ в соответствии с законодательством Российской Федерации». Как ранее заявил Евкуров, согласно документу, Ингушетия и Чечня обменялись равными участками нежилых территорий площадью 1890 га для выравнивания административных границ. Документ был неоднозначно воспринят в республике — часть жителей высказала опасения, что Ингушетия отдает Чечне свои исторические земли. Глава республики в настоящее время проводит активную разъяснительную работу с населением, объясняя, что физической передачи территорий между республиками не будет.
 

Южные регионы укрепляют «командой Путина»

По мнению старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николая Силаева, новое назначение связано с тем, что элиты, сформировавшиеся при Валерии Кокове сохраняют свое политической влияние. «Юрий Коков, это человек,при котором Кабардино-Балкария сложилась в своем нынешнем виде, с её бюрократический элитой, бизнес элитой. И в значительной степени, по видимому, эти люди свои позиции сохраняют. Мне кажется, то эта смена главы региона – признание того, что центр предпочитает управлять регионом через эту элитную сеть».

Источник: "Эксперт. Юг"

Армения грозит применить право вето в ОДКБ: в Азербайджане недоумевают

В свою очередь, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (Россия) Николай Силаев призвал не смешивать ОДКБ и ЕАЭС – военно-политический союз и экономическое интеграционное объединение.

Эксперт также заметил, что не видит перспектив присоединения Азербайджана к ОДКБ при нынешних его отношениях с Арменией. По его словам, для России важно сохранить хорошие отношения и с Арменией, и с Азербайджаном.

"Армения и Азербайджан могут оказаться в одном военно-политическом блоке только при условии примирения", — подчеркнул он.

Силаев напомнил, что присоединение самой Армении к ЕАЭС (тогда – Таможенному союзу) встретило определенные сомнения и возражения со стороны Казахстана, для которого важны отношения с Азербайджаном. Однако оно состоялось.

По словам собеседника Sputnik, если Азербайджан решит присоединиться к ЕАЭС, ему придется снимать действующий запрет на транспортное сообщение с Арменией, потому что между странами-членами такого объединения закрытых границ по определению быть не может.

"Баку явно к этому не готов", — заключил эксперт.

Источник: "Спутник Азербайджан"

Путин поддержал признание

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев говорит, что Владимир Путин сверил часы с лидерами Абхазии и Южной Осетии:

«Во-первых, они не так часто встречаются. Для всех важно сверить часы, переговорить на высшем уровне, особенно это важно для президентов Абхазии и Южной Осетии, и, возможно, решить какие-то вопросы, которые не так просто решать в рамках рабочего взаимодействия России с этими двумя государствами».

Силаев отмечает, что российский президент на встрече с югоосетинской делегацией сделал акцент на социально-экономическом сотрудничестве и этот сигнал важен для Цхинвала:

«Акцент будет делаться на том, чтобы в обеих странах – и, прежде всего, это касается Южной Осетии – больше внимания уделяли развитию собственной экономики. Понятно, что и ситуация бюджетная в России не такова, чтобы резко повышать масштабы экономической помощи Абхазии и Южной Осетии. Я не говорю – сворачивать, я говорю – не такая, чтобы резко повышать. И, в принципе, пора уже давно этим заняться, особенно в Южной Осетии.

– Существуют ли какие-то сложности, шероховатости в российско-югоосетинских отношениях на данный момент?

– Мне кажется, если шероховатости возникали, то их едва ли будут выносить на уровень президентов. Все остальное я не готов обсуждать в печати. Есть мои какие-то предположения, которые лучше не выносить в СМИ».

В состав югоосетинской делегации вошли председатель правительства Эрик Пухаев, глава администрации президента Игорь Козаев и министр финансов Аза Хабалова.

Российскую сторону представляли вице-премьер правительства Виталий Мутко, помощник президента Владислав Сурков, министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев, заместитель секретаря Совета безопасности Рашид Нургалиев, замминистра иностранных дел Игорь Моргулов, заместитель министра финансов Леонид Горнин.

Источник: "Эхо Кавказа"

НАТО использует Грузию для давления на Россию

С момента первого заседания комиссии НАТО — Грузия прошло десять лет, но Грузия по-прежнему не принята в блок. Тем не менее, тема Грузии и НАТО регулярно появляется в инфополе: в частности, генсек НАТО Йен Столтенберг пообещал Грузии членство в блоке.

Старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО, политолог Николай Силаев в беседе с «Актуальными комментариями» объяснил, почему Грузию не приняли и не примут в НАТО, но разговоры об этом время от времени появляются.

 

— То, что сказал Столтенберг, не представляет собой новость. Это пустое проходное заявление — по поводу членства Грузии в НАТО было все сказано в итоговом документе саммита альянса в Бухаресте в апреле 2008 года. Там указано, что Грузия станет членом НАТО.

 

Заявление Столтенберга всего лишь повторяет это тезис. С тех пор вся эта история длится — с одной стороны, пообещали принять в НАТО, с другой — не пообещали, когда именно. Грузия в этом смысле так же близка к НАТО, как была год и два назад. Изобретаются новые формы сотрудничества, которые, с одной стороны, демонстрировали бы сближение Грузии с НАТО, с другой — не предполагали бы членства в альянсе. Например, расширяются совместные учения, разрабатываются какие-то региональные форматы взаимодействия.

 

На протяжении десяти лет Грузия не продвинулась к тому, чтобы стать членом НАТО, хотя ее сотрудничество с блоком усиливается. Есть сильная оппозиция членству Грузии и Украины в НАТО среди самих членов блока — исторически это были Франция, Германия, Италия, теперь и Венгрия, которая особенно противится вступлению Украины в НАТО.

 

Маловероятно, что блок в ближайшие годы будет готов взять на себя ответственность за обеспечение безопасности Грузии. Иллюзии, которыми грузинские политики кормят своих избирателей, продолжат существовать, но они уже не имеют большого значения.

 

Здесь еще важно, что межоблачное состояние, при котором, с одной стороны, Грузии обещано членство в НАТО, с другой — на протяжении многих лет членство откладывается, порождает разочарование в грузинском обществе.

 

Почти никто из влиятельных грузинских политиков не может признать ошибочность ставки на НАТО. Реализовать эту ставку они тоже не могут. Это подрывает авторитет и политиков, которые призывают к членству в НАТО, так и саму НАТО.

 

О членстве Грузии в НАТО мы можем с большей или меньшей уверенностью употребить слово «никогда». Это связано с тем, что никто в Западной Европе не хочет получать состояние фактической войны с Россией — я имею в виду Грузию в НАТО на фоне неопределенности статуса Абхазии с Южной Осетией и российском присутствии на той территории, которую члены НАТО считают территорией Грузии.

 

Грузия для НАТО — не ресурс, а обуза. Это должно быть очевидно даже США. В случае действительно острой ситуации, хоть она и маловероятна, Грузия не сможет сама себя защитить. НАТО придется взять ответственность за обеспечение безопасности страны, которая сама себя защитить не в состоянии и слишком для этого слаба. Ее членство в НАТО не укрепит ее же безопасность. В эти игры готовы играть США, но не готовы играть союзники.

Источник: "Актуальные комментарии"

Скорость для Кадырова. Нужна ли России новая железная дорога в Грозный

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев считает, что с экономической точки зрения этот проект нецелесообразен и вряд ли будет реализован.

 
Думаю, что этот проект не реализуют, потому что очень сложно найти экономическое обоснование для этого

– Грозный не является таким крупным экономическим центром, который генерирует большую деловую активность, – считает Силаев. – Его транспортные потребности вполне могут быть обслужены действующими маршрутами и имеющимися дорогами. Я думаю, что этот проект не реализуют, потому что очень сложно найти экономическое обоснование для этого. Есть масса других претендентов, у которых есть более убедительные экономические основания, чтобы попросить деньги на крупный инфраструктурный проект.

Новые маршруты скоростных (более медленный, по сравнению с высокоскоростными, класс) поездов обещали уже давно. В 2011 году тогда еще премьер-министр Владимир Путин на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, предложил связать в единую сеть скоростного движения те города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. А в 2010 году Владимир Путин пообещал, что высокоскоростное сообщение будет организовано между Москвой, Казанью, Самарой и Ульяновском для перевозки болельщиков. Однако на данный момент скоростные поезда по-прежнему ходят только между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом с остановкой в Москве.

Николай Силаев считает, что сейчас вряд ли кто-то будет вкладывать большие деньги в проект, который предложил Кадыров. Отчасти это связано с тем, что Северный Кавказ за последние годы получил очень много государственных инвестиций в инфраструктуру и уже неплохо обеспечен в этом плане.

Согласно исследованию РБК, с 2007 по 2015 год Чечня входила в тройку самых дотационных регионов: за этот период республика получила из федерального бюджета 539 млрд рублей в виде субсидий, субвенций и дотаций. В 2017 году Чечня наравне с Крымом стала получателем одной из крупнейших государственных дотаций – 40,4 млрд рублей.

По мнению Николая Силаева, северо-кавказское руководство нередко увлекается подобными масштабными проектами. Например, глава Дагестана Рамзан Абдулатипов хотел построить новый порт в Махачкале, деньги на который планировал получить от Китая. Однако потребности в этом порте не было. “Рамзан Кадыров – один из северо-кавказских начальников, которые время от времени такими идеями увлекаются”, – говорит Силаев.

На сегодняшний день в России не так много направлений, где возможно передвижение на скоростных поездах, а именно к ним относится “Сапсан”. Высокоскоростная магистраль предполагает движение с еще большей скоростью – 350–400 километров в час. В России первая высокоскоростная магистраль должна соединить Москву и Казань по плану только к 2023 году. Стоимость этой магистрали оценивается в 1,6 трлн рублей. Ранее, в 2013 году, были планы построить ВСМ Москва – Санкт-Петербург, но этот проект был отложен на неопределенный срок. И это при том, что отдельная ВСМ между Москвой и Петербургом могла бы решить большую логистическую проблему: Сапсан между двумя столицами ходит по обычным рельсам, поэтому мешает грузовым составам и электричкам. Кроме того, на обычных путях скоростной поезд не может развить максимальную скорость. Проблема совмещения быстрых и медленных поездов мешает развитию скоростного сообщения, которое идет намного медленнее обещанных темпов.

"Для "вставки в график" 1 пары скоростных (до 200 км/ч) пассажирских поездов требуется "снять с графика" 6 пар грузовых поездов", – говорится в итоговом докладе экспертной группы по реформированию железнодорожного транспорта, который был подготовлен в рамках создания правительственной стратегии развития России до 2020 года. Движение поездов по одним путям приводит также к увеличению нагрузки на диспетчерскую, так как скоростным поездам приходится обгонять грузовые.

Источник: "Радио Свобода"

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.