Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Эксперт: «Путин в Пицунде — это не ответ на вице-президента США в Тбилиси»

В присутствии президентов предполагается подписание документа о сотрудничестве в медицинской сфере: в делегации российского президента присутствует министр здравоохранения. Что стоит за этим визитом, «АиФ» пояснил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев.

Александр Колесниченко, «АиФ»: Подписание второстепенного документа не выглядит как цель визита. Что стоит за этой поездкой Владимира Путина?

Николай Силаев: Во-первых, в Абхазии с выборами парламента (в марте — ред.) недавно завершился длинный электоральный цикл, который начался выборами президента в 2014 году. Во-вторых, между Россией и Абхазией подписан большой договор, в рамках которого заключаются секторальные соглашения. Этот процесс движется к завершению, то есть создаётся новая ситуация в российско-абхазских отношениях. В-третьих, как это написано во всех доктринальных документах РФ, которые касаются российской внешней политики, Россия ставит целью укрепление независимости признанных (в 2008 году, после попытки Грузии силовым путём вернуть Южную Осетию в состав страны — ред.) Абхазии и Южной Осетии. Такого рода визиты, конечно, этому способствуют, это демонстрация значимости Абхазии в качестве одного из союзников и международных партнёров России.

— Стоит ли принимать в расчёт недельной давности визит вице-президента США Майка Пенса в Тбилиси, его заявления о том, что 20% Грузии оккупированы Россией, а администрация Трампа поддерживает Тбилиси в стремлении восстановить территориальную целостность страны?

— Визит в Абхазию президента России наверняка был запланирован давно. Поездка Пенса — это не та ситуация, не того масштаба событие, на которое нужно реагировать или подстраивать под него график визитов президента России. Заявления Пенса традиционны для представителей Вашингтона в отношении ситуации в регионе. Кроме того, Москве в принципе нет смысла принимать во внимание взгляды Тбилиси на отношения России с Абхазией и Южной Осетией. Во-первых, заявления на этот счёт носят ритуальный характер. Абхазия и Южная Осетия для Тбилиси на самом деле не так важны. Во-вторых, процесс нормализации отношений Тбилиси и Москвы, который начался несколько лет назад (после ухода с поста Михаила Саакашвили — ред.), в последние месяцы по инициативе грузинской стороны остановлен.

Напряжённые отношения с Россией раньше мешали Грузии развивать отношения с НАТО. Сейчас опасения в странах НАТО насчёт того, что более тесные контакты с Грузией будут раздражать Москву, сняты. Действующее правительство Грузии продвинулось в сотрудничестве с НАТО гораздо дальше, чем предыдущее. Грузия получила результаты от нормализации. В Тбилиси искренне полагают, что получили от России всё, что хотели. Никакой мотивации, для того чтобы этот процесс продолжать, у Тбилиси нет. И, конечно, есть позиция их американских партнёров (мы это видели по визиту Пенса), что нельзя допускать никакого сближения с Москвой. Грузинская сторона следует установкам. 

— Поездка Путина в Абхазию тем не менее совпала с датой атаки грузинских войск на Цхинвал, начала «пятидневной войны» и «принуждения Грузии к миру». По крайней мере, это вряд ли можно назвать совпадением? 

— Я думаю, что символизм и сигналы при желании найти в дате можно. Но что в это вкладывает президент, мне сказать сложно.

Источник: "Аргументы и факты"

Ногайский съезд указал на болевые точки

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов считает, что проблемы глубокие и их нельзя решать кулуарно и наскоком. Он отмечает, что две трети земель Ногайского района — это бывшие земли отгонного животноводства, переведенные в разряд государственных и не возвращенные местным жителям. Хотя они не передавались тем хозяйствам, которые пасли там скот, добавил он.

«Жителей Ногайского района возмущает то, что при том варианте, который предлагается, с легализацией возникших поселений и передачей им земель, будет фактически происходить отъем земли в пользу переселенцев. Кроме того, они поднимают вопрос негативных последствий неконтролируемого выпаса скота, который ведет к быстрому опустыниванию их земли: еще в 1990-е годы 70% земель в районе были деградировавшими. Необходимо широкое обсуждение проблемы, глубокий анализ и оценка с участием экспертов. Думаю, что глубина проблемы также предполагает участие федерального центра», — считает Ярлыкапов.

Источник: "Новое дело"

Провокации в Нагорном Карабахе может остановить "звонок из Москвы"

Обострение ситуации в зоне карабахского конфликта может повлечь за собой полномасштабный военный конфликт, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев.

Непредсказуемые последствия конфликта 

МИД Армении заявил о непредсказуемых последствиях обострения ситуации в зоне карабахского конфликта. За последние два дня в результате ударов азербайджанских военных погибло четыре военнослужащих. В армянском МИДе эскалацию конфликта связывают с желанием Баку создать иллюзию преимущества на передовой, вследствие неспособности направить мирное урегулирование  в нужное для себя русло.

«Общая ситуация в зоне карабахского конфликта такова, что азербайджанские вооруженные силы превосходят армянские численно и технически, но судя по всему этого превосходства недостаточно для быстрой победы в конфликте.

А в  долгую войну никто ввязываться не собирается, поэтому там постоянно сохраняется  напряженная ситуация, обстрелы не останавливаются, а военнослужащие регулярно гибнут с обеих сторон. Заявления звучат различные, но ситуация многие годы остается в прежней точке», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора Института наследия Евгений Бахревский.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев в свою очередь считает, что началу полномасштабной войны мешает, во-первых, баланс сил, поддерживаемый сторонами на линии соприкосновения, а во-вторых, усилия посредников.

Значение посредников в карабахском конфликте 

«Когда в апреле 2016 года дело дошло до войны, то Россия организовала встречу начальников генеральных штабов Армении и Азербайджана, которые договорились о прекращении боевых действий. Все это время в Баку и Ереван были звонки из Москвы, а о какой-то части дипломатических усилий, вероятно, и вовсе не сообщалось широкой публике», - предполагает наш собеседник.

Главным посредником в урегулировании конфликта остается Минская группа ОБСЕ. Но как считают в Ереване, нарушением перемирия и попытками обострить ситуацию Баку бросает вызов международному сообществу и в первую очередь Минской группе ОБСЕ. Отсутствие должной реакции на этот вызов может быть рассмотрено Азербайджаном как поощрение авантюр, считает армянский МИД.

«Минская группа более 20 лет занимается одним и тем же – дипломаты пытаются находить какие угодно способы к примирению сторон, но это невозможно, так как и Армения и Азербайджан продолжают занимать бескомпромиссные позиции. Если считать основной задачей Минской группы не допустить полномасштабной войны в Нагорном Карабахе, то с ней она более-менее справляется.

В то же время ни одна из сторон и так не заинтересована в полномасштабной войне, а какого-либо разрешения ситуации деятельность этой группы не способна принести. Минская группа не может предложить такой вариант, чтобы обе стороны могли на него согласиться, а добровольно они на уступки не идут», - резюмирует Евгений Бахревский.

Источник: "Экономика сегодня"

 

Тбилиси, Баку, Анкара — новый блок сформирован?

Как отмечает сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев, Турция не решится на прямую военную поддержку Азербайджана в случае размораживания карабахского конфликта — с гарантированным ответом России и без шансов на поддержку НАТО.

Что же касается Грузии, для которой Турция является одним из крупнейших торговых партнеров и инвесторов, правые силы этой страны «смотрят на Турцию с подозрением». Особенно на экономическую экспансию турецкого бизнеса в Аджарии. То есть, поясняет эксперт, турецкая активность в Аджарии настолько беспокоит местное население, что грузинские политологи регулярно говорят, что Турция (вместе с Азербайджаном) стала представлять угрозу суверенитету страны, причем не только экономическому, но и политическому.

Источник: "Росбалт"

От штрафа до бунта: что стоит за массовыми беспорядками в Батуми

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев в беседе с RT заявил, что политическая подоплёка в батумских беспорядках вероятнее всего отсутствует. По его мнению, грузинские власти пытаются найти таинственного виновника, чтобы оправдать провалы в социально-экономической политике.

«Надо понимать, что Грузия — это очень бедная страна, и Аджария не является исключением. В этой бедной стране введена европейская система штрафов и поборов. Граждане, жизнь которых нельзя назвать благополучной, вынуждены платить за то, что привыкли парковаться в неположенном месте. В Батуми такие порядки переполнили чашу терпения людей», — сказал Силаев.

Политолог не исключает, что руководство Грузии будет разрабатывать версию о некоем политическом следе. «Сейчас грузинские политики будут показывать пальцами друг на друга, вспоминать. За беспорядками в Батуми не стоят сепаратисты или сторонники Саакашвили. Аналогичный конфликт с полицией может произойти в любом другом городе, включая Тбилиси, где также есть платные парковки».

Источник: RT

 

Политологи: акции протеста после выборов в парламент Абхазии маловероятны

Лимит на акции протеста в республике исчерпан, полагает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО МИД России Николай Силаев.

Как информировал "Кавказский узел", выборы в парламент Абхазии назначены на 12 марта. Опрошенные "Кавказским узлом" журналисты считают, что главную роль на выборах будут играть родственные отношения кандидатов и умелые предвыборные ходы.

Главная интрига предстоящих парламентских выборов в Абхазии заключается в том, смогут ли оппозиционные группы на выборах доказать, что у них имеется массовая поддержка, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России Николай Силаев.

"Проведенный летом (2016 года) по их инициативе референдум показал обратное", - сказал Силаев корреспонденту "Кавказского узла".

"Кавказский узел" писал, что оппозиционеры инициировали референдум о досрочных выборах президента Абхазии, голосование по которому прошло 10 июля 2016 года. Однако в референдуме приняли участие только 1,23% избирателей, поэтому голосование признано несостоявшимся. В преддверии референдума 5 июля оппозиция провела в Сухуме митинг с требованием отставки главы МВД Леонида Дзапшбы и переноса референдума. Акция перешла в штурм здания министерства внутренних дел. Материалы об обострении политической ситуации в Абхазии собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Кризис в Абхазии".

На исход выборов, как полагает Силаев, в первую очередь, повлияет способность ключевых политических сил говорить о том, что интересно избирателям, а не только им самим.

В Абхазии происходит отчуждение избирателей от политики, поэтому политические лидеры, которые смогут предложить повестку, выходящую "за рамки бесконечного толкания локтями", смогут получить электоральное преимущество, считает он.

Силаев отказался давать прогнозы о том, каким будет новый состав парламента Абхазии. "Борьба напряженная, я пока не берусь строить прогнозы", - сказал он.

Он отметил, что в выборах участвуют силы, чья приверженность идее интеграции Абхазии с Россией сомнительна.

"Например, партия "Айнар". Победа таких сил могла бы негативно сказаться на перспективах двусторонних отношений. Но вероятность их победы все же невелика", - сказал он.

Лимит на акции протеста исчерпан, и события декабря 2016 года показали, что общество от них устало, считает Силаев.

"Будем надеяться, что выборы определят наиболее влиятельных в Абхазии политиков, и страна вернется к повестке развития", - добавил он.


Источник: "
Кавказский узел"

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.