Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Сепаратисты Нагорного Карабаха не полностью подчиняются Еревану

«Политика России в вопросе разрешения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта неизменна: она будет всемерно содействовать примирению сторон с ясным пониманием того, что ни один посредник не сможет пройти этот путь за них». 

Об этом заявил в беседе с Media.Az старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев.

По его словам, приход к власти в Армении нового премьер-министра Никола Пашиняна не изменит политику России. 

«Он может изменить подход Армении к переговорному процессу по Карабаху, и некоторые признаки этого уже видны. Например, Пашинян заявил, что к переговорам нужно привлечь сепаратистский режим оккупированного Нагорного Карабаха. 

На мой взгляд, позиции Еревана и «Степанакерта» (Ханкенди – Авт.) не всегда и не во всем тождественны. Когда Ереван представляет также и позицию «Степанакерта» на переговорах, это делает их менее гибкими, чем это возможно. К тому же неверно было бы говорить, что «Степанакерт» несамостоятелен и полностью подчиняется Еревану: у него есть собственные ресурсы и собственные подходы. Наконец, «Степанакерт» когда-то вывели из переговорного процесса, потому что Армению возглавляли карабахцы. Пашинян, в отличие от Кочаряна и Саргсяна - не из Карабаха. На мой взгляд, стоит исходить из этих соображений», - пояснил он.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО отметил, что для России важен любой шаг сторон к примирению.

Отвечая на вопрос о том, что Пашиняна считают антироссийским, Силаев сказал, что Россия и Армения в силу структурных причин являются союзниками. 

«После прихода к власти Пашинян очень аккуратно высказывается о России и отношениях с ней. Он добивается того, чтобы в Москве ему поверили. При этом, официальная Москва соблюдает баланс в отношениях с Арменией и Азербайджаном. Это необходимо для эффективной посреднической миссии», - сказал он.

Источник: Media.az

Протесты в Грузии вряд ли приведут к смене руководства

Протесты в Грузии вряд ли приведут к отставке правительства или главы государства – для этого не хватает масштабности и активного участия оппозиционных представителей, заявил РИА Новости старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО МИД России Вадим Муханов.

У здания парламента в Тбилиси проходит акция протеста в связи с нашумевшим делом об убийстве школьников.

По словам Муханова, при случае руководство Грузии принимает компромиссные решения. "Мне кажется, что, скорее всего, кто-то будет заменен. Произойдет смена отдельных людей. Пока говорить о том, что созданы все предпосылки для резкой смены политического расклада и для отставки правительства в Грузии, я бы не стал", — сказал Муханов.

По его словам, "пока говорить о том, что это широкомасштабное движение, которое охватило различные части Грузии".

"Говорить о том, что кто-то из крупных оппозиционных политиков участвует активно в этих процессах, я тоже не могу пока", — добавил он.


По его мнению, если сравнивать протесты в Грузии с недавней ситуацией в Армении, то самое главное, что бросается в глаза – это различие в поводах для недовольства. "Такой же масштабности и заточенности, как в Армении, ожидать в Грузии не приходится. На фоне богатой грузинской предыстории сейчас не тот повод, чтобы прогнозировать масштабные по всей республике акции протеста, которые могли бы к чему-либо привести", — указал политолог.

"В Армении было массовое протестное движение против решения Сержа Саргсяна. Здесь параллели с Арменией не очень уместны", — заключил Муханов.

Источник: РИА "Новости"

Выгодный выбор: почему Армения предпочитает ЕАЭС Евросоюзу

Связи Армении и Евросоюза останутся на прежнем уровне, и причин для смены внешнеполитического курса у Еревана нет, а что касается экономики, то ЕАЭС для Армении более выгоден, чем ЕС. Такое мнение озвучил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев....
Армения связывает между собой Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Евросоюз. Об этом заявили президент республики Армен Саркисян и руководитель МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан.

"У Армении роль моста между ЕАЭС и ЕС, что открывает новые возможности для иностранных бизнесменов и инвесторов", - отметили стороны. Ле Дриан также заявил, что "в условиях современной международной ситуации Франция - всегда рядом с Арменией".

Армения является полноправным членом ЕАЭС, при этом республикой подписано расширенное партнерское соглашение с Евросоюзом.
Позиции останутся прежними

Нет такой страны, которую бы не называли мостом между чем-то и чем-то, говорит Николай Силаев.

"С тем же успехом мостом между Россией и Евросоюзом может быть, например, Белоруссия. Так что эта фраза относится к числу тех бессмысленных высказываний, которые произносят порой политики. Другой вопрос, что можно представить себе ситуацию, когда инвесторы из стран ЕС могут использовать территорию Армении для размещения производств, ориентированных на рынки ЕАЭС. Но в той же степени производство можно разместить в России и в Белоруссии. Тут все зависит от того, как те же власти Армении будут с инвесторами и как будут пытаться использовать свои преимущества от членства в ЕАЭС", - говорит эксперт.

Что касается подходов ЕС, то Армения всегда была страной, к которой Брюссель испытывал интерес, не зря Армения - одна из стран программы Восточного партнерства. И внешнеполитический курс Армении, предполагавший всегда комплиментарность, включал в себя связи с ЕС.

"Евросоюз был и остается одним из ключевых внешнеторговых партнеров Армении. И я не вижу оснований для того, что ЕС пересматривал свою позицию по Армении", - сказал Силаев.

В любом случае связи Еревана с Брюсселя не должны вызывать беспокойств в России, считает эксперт. "Учитывая ту репутацию, что есть у нового лидера Армении, он будет внимательно прислушиваться к оценкам своей деятельности в России. А то соглашение, которое было заключено между Арменией и ЕС, было максимумом того, что обе стороны могут достичь", - пояснил он.

Ереван не будет разрушать то, что достигнуто, в частности, в деле евразийской интеграции. Евразийская интеграция более экономически выгодна, ЕАЭС дает больше, чем ЕС.

"Да, разговоры о евроинтеграции в Армении среди определенных кругов будут продолжаться, потому что это модная тема. Но нынешний внешнеполитический курс жестко задан структурными условиями и именно они определяют интеграцию Еревана в Евразийский союз", - сказал Николай Силаев.

Источник: "Экономика сегодня"

Востоковеды назвали отрешение Евкурова от общины политическим актом

Постановление муфтията об отрешении Юнус-Бека Евкурова от мусульманской общины не имеет религиозного значения, это акция гражданского неповиновения в преддверии выборов главы Ингушетии, указали востоковеды Михаил Рощин и Ахмет Ярлыкапов. Это объявление Евкурову бойкота мусульманским обществом, заявил ингушский правозащитник Магомед Муцольгов.

Как писал "Кавказский узел", на встрече с участием имамов, тамадов и старейшин сел Ингушетии в Духовном центре мусульман Ингушетии 27 мая муфтият Ингушетии принял решение отрешить главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова от мусульманской общины. Этому решению предшествовало обвинение Евкурова в притеснении работников Духовного центра мусульман республики и имамов со стороны местных властей.

Противостояние Евкурова с муфтиятом Ингушетии длится не один год. В марте 2016 года Евкуров объявил о роспуске муфтията Ингушетии и его ликвидации как общественной организации, однако в сентябре 2017 года Минюст заключил мировое соглашение с муфтиятом Ингушетии в связи с устранением нарушений. 15 февраля Евкуров заявил, что проповеди будут контролироваться на предмет политизации при помощи камер видеонаблюдения, установленных в мечетях. Муфтият республики счел это решение попыткой не допустить критики в адрес чиновников и пригрозил Евкурову шариатским судом.

Решение, принятое муфтиятом Ингушетии в отношении Евкурова, является беспрецедентным, указал руководитель ингушской правозащитной организации "Машр", автор блога на "Кавказском узле" Магомед Муцольгов.

«Это исторический факт. Решение на уровне главы республики принимается впервые, это очень серьезно. Евкуров стал в мусульманском обществе Ингушетии персоной нон-грата, общество объявило [ему] бойкот. Отлучение означает, что мусульмане Ингушетии – имамы и тамады - больше не будут иметь общих дел с Евкуровым. К нему не придут на похороны или свадьбу, не позовут в гости», - рассказал правозащитник корреспонденту "Кавказского узла".

Решение об отлучении от общины может быть пересмотрено, отметил Муцольгов. «Человек может покаяться, выполнить те обязательства, которые на него возложили», - сказал он.

В отличие от христианства, ислам не подразумевает отрешения от церкви, поэтому заявление муфтията Ингушетии с религиозной точки зрения ничего не означает, заявил старший научный сотрудник Центра изучения проблем Кавказа ИМИ МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

«Есть понятие «вероотступника» [в исламе], но отрешения от церкви нет. Это самодеятельность ДУМа, которая является результатом длительного взаимодействия российского государства с мусульманами после создания духовных управлений. Очевидно, что и Евкуров вошел в раж, и муфтият, но решение последнего вызывает лишь недоумение», - сказал Ярлыкапов.

В случае признания человека муртадом мусульмане имеют право наказать его самым жестоким способом – убить, но Евкурова это не касается, в отношении него такое решение не принималось, отметил Ярлыкапов.

«Очевидно, это политическое решение. Скорее всего, это политический акт перед выборами главы Ингушетии. Очевидно, что действия муфтията направлены против главы республики, который в свою очередь пытается ограничить действия ДУМа как структуры. Отречение преподносится обществу как антиисламский шаг, но это борьба главы республики с влиятельной структурой. Евкуров захотел контроля над муфтиятом, а тот не хочет быть контролируемым», - пояснил востоковед.

Источник: "Кавказский Узел"

 

Первая республика определила современную идентичность Грузии

Опыт и идеология первой республики являются базисом современной Грузии, указал старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа ИМИ МГИМО Вадим Муханов. "В Конституции Грузии говорится о том, что в начале 1990 года Грузия восстановила государственность Грузинской Демократической республики. Более того, новая Конституция базируется на Конституции первой республики. Грузия и Азербайджан, в отличие от Армении, четко декларируют, что восстановили независимость, утерянную в 1920-е годы. Мы можем сделать вывод, что идеология и Конституция Грузинской Демократической республики перешли современной Грузии по наследству", - сказал Муханов корреспонденту "Кавказского узла". 

И законодательные акты, и персоналии первой республики имеют для современной Грузии большое значение, в том числе и пропагандистское, отметил историк.

"Главные иконы той Грузии, Ной Жордания и Ной Рамишвили, находятся в пантеоне героев современной Грузии. Также идеология и лозунги того времени во многом реанимированы и используются современными грузинскими политиками", - подчеркнул Вадим Муханов.
Акт о независимости Грузии от 26 мая 1918 года был и остается главным и основополагающим документом для грузинского государства. "Он был первым официальным документом Грузии, которая 26 мая объявила о независимости в бывшем тифлисском дворце царского наместника на Кавказе. На базе этого акта создавались все остальные документы, изданные впоследствии. Например, Конституция Грузии 1921 года была основана на Акте о независимости, который всегда был и будет в памяти Грузии", - пояснил Муханов.

Важное значение имеют также соглашения, которые независимая Грузия заключала с другими государствами в начале XX века.

"Например соглашение с Германией 1918 года и документы, подписанные со странами Антанты. Документы, подписанные на основе Акта о независимости, грузинская делегация во главе с Николаем Чхеидзе и Ираклием Церетели представила на Парижской мирной конференции. Они также привезли с собой политическую карту Грузии, которая охватывала ряд армянских и азербайджанских территорий. Территориальные претензии Грузии закончились тем, что в конце 1918 года, то есть через полгода после объявления независимости, случилась армяно-грузинская война - очень острый территориальный конфликт между Арменией и Грузией", - указал историк.

"Грузия считала, что ее границы должны базироваться на старых губернских границах. Армянские политики того времени считали, что границы должны быть распределены по этническому принципу. То есть можно сказать, что определенные документы сыграли негативную роль и стали причиной конфликта Грузии с соседями", - пояснил Муханов.

Предпосылки падения Грузинской Демократической республики

В научной среде России и Грузии существуют противоречия относительно оценок периода независимости грузинского государства.

"В Грузии оценки очень позитивные, оптимистичные, без какой-либо критики первого государства. Для современной грузинской элиты период независимости - крайне важен и актуален. В России к этому периоду относятся скептически, так как для России были важны развал империи, гражданская война, создание нового государства и советизация Кавказа. Для Москвы более важен процесс советизации, то есть фактически обратного силового привлечения Закавказья в свою орбиту интересов", - отметил Вадим Муханов.

Заключение Московского договора создало определенные предпосылки для планируемой Россией силовой советизации Грузии - одним из его условий была легализация партии большевиков в Грузии, и меньшевистское правительство Жордании было вынуждено пойти на этот шаг.

"В мае 1920 года был подписан Московский договор между Советской Россией и Грузией. Ной Жордания отправил Григора Урутадзе в Москву заключать договор. По одному из условий, что было секретной статьей договора, грузинская сторона согласилась на легализацию коммунистической партии на своей территории. С середины 1920 года на территории Грузии действовала Коммунистическая партия - она была не очень большой по численности, но имела очень хорошее финансирование. Грузинская компартия сыграла роль в советизации Грузии, но огромной поддержки среди населения она не имела, поэтому логичным исходом была силовая советизация Грузии", - подчеркнул Вадим Муханов.

Историк отметил, что соблюдать условия Московского договора ни Россия, ни Грузия не планировали с самого начала.

"Это был договор, который и в Москве, и в Тифлисе считали пустой бумажкой. В 1920 году ни Советская Россия, ни Грузия никем не были признаны как государства, поэтому это был договор между двумя политическими силами, которые имели определенную военно-политическую власть на территории бывшей империи. Московский договор не выполнялся ни той, ни другой стороной и привел к советско-грузинской войне 1921 года", - рассказал Муханов.

Обе стороны рассматривали Московский договор только как возможность "передышки", хотя Жордания стремился использовать его в ходе переговоров с правительствами европейских стран, пояснил историк.

"При этом Московский договор был важен для Тифлиса, потому что именно в этот период грузинская делегация находилась в Европе. Им надо было показать, что их постепенно начинают признавать, - тем более, что европейские политики ставили условие, что Грузию в первую очередь должна признать российская сторона. Ной Жордания был заинтересован иметь на руках договор, который можно показать Европе, что и делали грузинские политики во второй половине 1920 года", - рассказал Муханов.

Источник: "Кавказский узел"

 

 

 

 



Что Баку готов предложить Пашиняну?

Однако, как заявил haqqin.az научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев, Пашинян не станет явно выказывать свои внешнеполитические симпатии.

«Пашиняну сейчас нужно демонстрировать свои силу и решительность. Это значит, что он должен быть неуступчивым в вопросах урегулирования карабахского конфликта. Возможно, по мере укрепления его власти внутри страны коридор компромиссов будет расширяться, но незначительно. Поэтому для него основной вопрос карабахский, а не евроинтеграция и прочие проекты», - полагает политолог.

Стороны сейчас настроены резко против примирения, отмечает Н.Силаев, но уместно задать и другой вопрос: насколько удастся Баку договориться с Пашиняном?

«Много лет в Азербайджане говорили, что у власти в Армении находится карабахский клан, который не склонен договариваться. Теперь представитель карабахцев ушел. Так что намерен предложить Баку? Спрашиваю, потому что предполагаю, что Ереван готов предложить примерно столько же. Готовы стороны, например, договориться об увеличении числа наблюдателей на линии соприкосновения и о создании механизма по предупреждению и расследованию вооруженных инцидентов? Какими другими способами они могли бы укреплять режим прекращения огня? Сейчас главная динамика переговоров может быть в этом», - утверждает российский эксперт.

В то же время Н. Силаев убежден в значительности влияния Турции и России на регион. «Именно эти страны являются здесь основными игроками», - подчеркивает он.

Источник:  haqqin.az

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.