Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

ЭКСКЛЮЗИВ. С чем идет в Вильнюс Молдова?

чернявскийПодготовка Молдовы к Вильнюсскому саммиту Восточного партнерства достигла апогея. Связанное с геополитическим выбором страны ожесточенное противостояние власти и оппозиции, постепенно теряет силу под мощным воздействием «евроинтеграционной» пропаганды, усиленно ведущейся провластными СМИ.

Складывается впечатление, что внутри страны в целом наметился консенсус в пользу евроинтеграции с Брюсселем, хотя ничего неожиданного в этом нет, поскольку европейский вектор развития давно уже заявлен как первостепенный.

Республика Молдова (РМ) – небольшое европейское государство, чемпион постсоветского пространства по нестабильности политической власти. Незатухающий приднестровский конфликт, усиленная прорумынская пропаганда в пользу «воссоединения» и активная «подкормка» грантами способствовали созданию в молдавском обществе идеалистического представления о будущем страны в составе Евросоюза.

По данным министерства финансов, только за семь месяцев 2013 года РМ получила 53,7 млн. долл. в виде кредитов и 48,8 млн. долл. в виде грантов. Как подсчитали эксперты независимого аналитического центра Expert-Grup, на каждого жителя республики в среднем пришлось по 30 евро внешней помощи, полученной за последние три года. Для примера: за тот же период Россия получила в среднем один евро на душу населения, а Украина – пять евро. 

Ежегодно Молдова получает миллионы долларов и евро от международных финансовых организаций и стран-доноров. Наиболее крупные финансовые потоки поступают в страну из трех источников: Евросоюза, Всемирного банка и США. Либо в виде кредитов (платежей, создающих долги), либо грантов (платежей, не создающих долги). 

По данным Государственной канцелярии (именно она регистрирует все проекты/программы технической помощи в специальном регистре учета) абсолютным лидером среди помогающих Молдове доноров является Евросоюз со всеми его финансовыми институтами, включая ЕБРР и ЕИБ. Причем, после прихода к власти лояльно настроенного к Брюсселю «Альянса за евроинтеграцию» денежные вливания в Молдову со стороны Еврокомиссии существенно возросли. Премьер-министр Юрий Лянкэ признал, что с 2009 года Евросоюз удвоил объем финансирования республики.

На сегодняшний день на средства Евросоюза в РМ осуществляется 86 проектов с общим бюджетом в 271 млн. евро. Например, 60 млн. евро ЕС выделил Молдове на реформу юстиции: эти деньги будут поступать в страну в течение трех лет (2013-2016 гг.) в виде основной суммы и добавочной – в случае успешного проведения реформы по принципу «больше за большее». 30 млн. евро от Евросоюза правительство рассчитывает получить в виде технической помощи на выполнение предварительных условий подписания Соглашения об ассоциации. На строительство газопровода Унгены-Яссы ЕС предоставил грант в 7 млн. евро, правда, доля молдавской стороны в нем составляет только 3 млн. Еще 2 млн. евро в виде гранта выделены Евросоюзом на реставрацию Сорокской крепости.

В рейтинге 10 самых дорогостоящих проектов, запущенных в Молдове в 2012 году при финансовой поддержке доноров, Евросоюз и его подразделения занимают четыре позиции. Первую строчку в этом рейтинге, к примеру, занимает проект «Реабилитация электрических сетей госпредприятия «Молдэлектрика» общей стоимостью в 40,3 млн. евро. Для восстановления электросетей и подготовки сектора к присоединению к Европейской сети системных операторов передачи электроэнергии, Евросоюз выделил Молдове грант в 8 млн. евро, остальные средства в виде концессионного кредита предоставлены ЕБРР и ЕИБ.

На реабилитацию кишиневских дорог (проект рассчитан до 2016 года) Евросоюз и его банковские подразделения выделят 22 млн. евро – тоже в виде гранта и концессионных кредитов. На поддержку мер по укреплению доверия (урегулирование приднестровского конфликта) в страну поступил грант в 10,6 млн. евро. Этот проект – «Шахматы объединяют» - вызвал множество шуток. В Приднестровье его назвали «красивым распилом»: 10 млн. на шахматные доски для двадцати школ! Еще 5 млн. евро ЕС предоставит Молдове на программу поддержки профессиональной подготовки в сфере образования.

Разумеется, что подобные многомиллионные вливания оказывают соответствующее воздействие на молдавскую элиту.

20 марта текущего года Евросоюз обнародовал Отчет об успехах Европейской политики соседства в 2012 г. по РМ. В нем подчеркивалось, что, продолжая демократические реформы, Молдова выполнила большинство положений Плана ЕС-РМ, реализовала условия первого этапа Плана действий по либерализации виз, перешла ко второму этапу плана, углубила диалог с ЕС, зафиксировав успехи в переговорах по Соглашению об ассоциации и создании зоны свободной торговли.

В то же время, документ указывает на необходимость наращивания эффективности реформ в юстиции и правоприменительных органах. В нем прямо говорится о необходимости усиления борьбы с коррупцией; улучшении и упрощении процедур на таможне; предотвращении институционального блокирования путем пересмотра Конституции РМ. Молдову призывают обеспечить полное применение закона о недискриминации (в том, что касается случаев дискриминации на основе сексуальной ориентации). Отчет призывает РМ найти с приднестровской стороной параметры урегулирования конфликта; обеспечить независимость Координационного совета по телевидению и радио; продолжить процесс приватизации, в частности, крупных предприятий; принять меры для прозрачности банков.

С учетом сформулированных в упомянутом отчете позитивных высказываний в адрес молдавского руководства, Кишинев рассчитывает на предстоящем саммите в Вильнюсе парафировать Соглашения о зоне свободной торговли и либерализации визового режима.

Геополитический Рубикон в выборе между Таможенным союзом и ЕС будет перейден,  хотя парафирование документов - это всего лишь договоренность о намерениях их подписать, а само подписание состоится в лучшем случае через год. Тем более, что в конце мая 2014 года должны пройти выборы в Европейский парламент, затем сформирована новая Европейская комиссия, избран ее новый председатель. Те руководящие кадры, которые занимались Восточным партнерством, Брюссель покинут. Новым людям понадобится время, чтобы войти в тему, если вообще к тому времени интерес к этой программе не пропадет полностью. Длительный  период потребуется и для того, чтобы все 28 стран-членов ЕС подписанные соглашения ратифицировали. Всё это время Молдова будет находиться в «подвешенном» состоянии – ни в ЕС на Западе, ни в ТС и Евразийском союзе на Востоке.

Очевидно, что после саммита в Вильнюсе Республика Молдова, являющаяся в настоящее время членом СНГ и пользующаяся всеми предоставляемыми ей в этом межгосударственном объединении льготами, правами и возможностями в политической, экономической и гуманитарной сферах, окажется  в совершенно новой для себя реальности. Перед Кишиневом встанут  нелегкие проблемы, решать которые ему придётся, опираясь на собственные силы.

Упразднение беспошлинной торговли с СНГ, уничтожение общего экономического пространства с Приднестровьем, запрет на производство товаров для домашних хозяйств, снятие ограничений на продажу земель иностранцам – это лишь часть последствий, с которыми столкнется Молдова в результате евроинтеграции. Перспектива снижения для Молдовы цены на российский газ перейдёт в область фантазий.

В условиях нынешней жесткой экономической конкуренции освободившееся место Молдовы на российском  рынке будет занято другими странами, как это случилось в 2005-2006 годах, когда после разрешения Москвы на возобновление поставок вина ей удалось восстановить свои прежние позиции на российском рынке менее чем на четверть от прежних объёмов. Ведущие производители вина из Европы,  Америки и даже Австралии тут же заполнили освободившуюся нишу.

Современный мир стремительно распадается на региональные экономические зоны, которые конкурируют друг с другом, действуя по вполне оправданному  принципу: для «своих» - льготные условия, для «чужих» - ограничения. Поэтому стать везде «своей»   - и на Западе (ЕС), и на Востоке (ТС и Евразийский союз) у Молдовы  никак не получится.

Неизбежно будут всё новые ограничения на импорт молдавского вина и сельхозпродукции в страны ТС, причём вовсе не в качестве «наказания за курс на Запад и нежелание участвовать в евразийской интеграции на Востоке», а в полном соответствии с общепринятыми законами экономической конкуренции. Неизбежно будут и всевозможные заградительные меры по отношению к молдавским трудовым мигрантам в России (а также других странах ТС и Евразийского союза).

Учитывая нынешние объёмы товарооборота Молдовы с Россией, Белоруссией и Казахстаном, а также тот факт, что в 2012 году молдавские рабочие перевели домой из России почти 2 млрд. долл., даже приблизительные прикидки показывают, насколько важное значения для Кишинева имеет сохранение этих реальных позиций на Востоке в ситуации, когда будущие выгоды от сближения с ЕС пока весьма и весьма призрачны. Доступ Молдовы в Зону свободной торговли ЕС сам по себе не решает никаких её проблем, ибо сразу же встаёт вопрос: а что она сможет поставить на этот рынок?  Каков будет спрос на её традиционную продукцию  на этом рынке, не испытывающем никакого дефицита в ней, причём в условиях продолжающегося падения платежеспособного спроса  в переживающем кризис ЕС? 

Конечно, многочисленные еврокомиссары, бдительно следящие за тем, чтобы Молдова вдруг «не передумала», не притормозила свой заполошный бег в непредсказуемое «европейское будущее», клятвенно обещают Кишиневу, что  непременно рассмотрят и решат вопрос об увеличении квот для экспорта молдавского вина и другой продукции на европейский рынок, а потому «всё будет хорошо» и нечего, дескать, бояться каких-то действий Москвы, ограничивающих молдавский экспорт в Россию.

Но надо чётко понимать, что простое «увеличение квот» ещё вовсе не значит, что молдавское вино окажется кому-то нужным и востребованным в Европе, как и другая её продукция. Квоты, вероятно, будут расширены, это в компетенции еврочиновников. А вот приказать кому-либо в странах ЕС обязательно закупать вино и другую продукцию именно в Молдове никто из них не сможет.

Разумеется, выбор собственного пути развития - суверенное право молдавской элиты, а  противопоставление евроинтеграции Таможенному Союзу не имеет как экономической, так и политической перспективы. К сожалению, в последнее время «креатив на страшилки»    набирает обороты, и за этими двумя «антиподами» скрывается резкое охлаждение между Москвой и Кишиневом. Подобное развитие ситуации неконструктивно, хотя очевидно, что независимо от итогов Вильнюсского саммита отношения России с Молдовой потребуют, скорее всего, не перезагрузки, а их коренной перестройки.

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.