Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Донбасс надолго останется «серой зоной»

«Я не вижу подвижек в сторону сценария, по которому ДНР и ЛНР лишатся поддержки России, а оружие и обученные люди перестанут пересекать границу. Это не может произойти даже в рамках „большой сделки“ Путина и Трампа, которую у нас все еще не устали ждать. По Минским соглашениям контроль над границей должен быть передан официальному Киеву после проведения местных выборов и завершения политического урегулирования. Но Украина хочет сначала взять границу под контроль, и только потом пойти на изменения в законодательстве. Киев можно понять — он действует вполне рационально. Россия, тоже исходя из своих рациональных соображений, хочет иметь влияние на Украину, чтобы удержать ее от вступления в НАТО. Поэтому Москва не будет признавать эти республики, но сохранит для них очень мощную финансовую, кадровую и военную поддержку.

Что касается перспектив возвращения региона в экономическое и правовое поле Украины с особым статусом, то здесь есть два момента. Конечно, на официальном уровне любой украинский политик будет говорить о необходимости возвращения Крыма и Донбасса, о том, что Россия — агрессор, а Украина территорией не торгует. Но неофициально после потери Крыма и перехода Донбасса в „серую зону“ Украина стала более гомогенной. Центр украинской идентичности переместился на запад, и восточные силы лишились нескольких миллионов избирателей. Олигархическая и политическая элита, не привязанная к восточному электорату, от этого во многом выигрывает. Украинская политика тесно связана с интересами крупнейших предпринимателей, и Донбасс в этом контексте рассматривается как экономическая база для бизнеса Рината Ахметова. От того, что он ее теряет, выигрывает не только Петр Порошенко, который до последнего времени обеспечивал ему политическое прикрытие, но и Игорь Коломойский. Дело не в том, что все они ненавидят друг друга, просто таковы правила украинской политической игры. Так что с этой точки зрения экономическая реинтеграция Донбасса, как бы это парадоксально ни звучало, нынешним игрокам, прежде всего финансово-промышленным группам, невыгодна.

Кроме того, в украинском руководстве прекрасно понимают, что после провала проекта „Новороссия“ задача России состоит в возвращении этих республик в состав Украины, но так, чтобы русскоязычное население не подвергалось гонениям и русский язык сохранил статус официального, которым обладает и сейчас. То есть Донбасс должен быть рычагом, на который можно надавить в случае движения Украины в НАТО. Украина совершенно очевидно не хочет такого возвращения Донбасса. Киев желал бы интегрировать его не только в экономическом, но и в национальном смысле. А к этому не готова Россия.

Так что Донбасс останется „серой зоной“ на очень долгие годы. Единственное предназначение Минских соглашений — это прекращение активных боевых действий. Учитывая то, что Россия выступает за их поступательную реализацию, а Киев — за выполнение всех условий „пакетом“, реальная имплементация „Минска“ невозможна. Я уверен, что эти соглашения составлялись очень умными людьми именно с этим расчетом».

Источник: "Росбалт"

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.