Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Китай перевоспитывают лагерями

То, что полностью перекрыть поток информации из Синьцзяна невозможно, китайское руководство понимает, полагает старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Игорь Денисов. «Спутниковые снимки, открытые данные по госзакупкам, да и публикации официальной печати — все говорит о том, что в СУАР происходит что-то необычное,— сообщил он “Ъ”.— Есть и сведения уйгуров, которые находятся за рубежом. Может быть, как и в случае с северокорейскими беженцами, сильно ангажированные». Тем не менее кампания против внесудебных задержаний набирает силу в западных странах, в том числе и в академическом сообществе, и вопрос, что с этим делать, обсуждается, скорее всего, на самом высоком уровне в Китае.

По словам эксперта, основная проблема властей КНР сейчас состоит в том, что они пока не в состоянии объяснить, чем оправданы такие беспрецедентно жесткие меры. «Парадокс в том, что отказ США от спокойного диалога, усиление давления и распространение "акта Магнитского" на Китай, могут заставить власти отказаться даже от половинчатой открытости,— полагает господин Денисов.— Усилия Пекина будут привычно сосредоточены на противостоянии зарубежному вмешательству, и не факт, что это положительно отразится на мусульманском населении».

Источник: "Коммерстантъ"

США могут наказать Китай за уйгуров

NYT отмечает, что администрация президента США Дональда Трампа долго «уклонялась от наказания Пекина за ситуацию с правами человека или даже осуждения широко распространенных нарушений». Как сказал “Ъ” старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Игорь Денисов, причиной тому было «стремление к сделке» по важным для Вашингтона вопросам: ситуации вокруг Северной Кореи и «дисбалансу в торговле». «Однако сейчас сошлись два фактора — и накаленность синьцзянской темы, которая уже не первую неделю обсуждается на первых страницах западной прессы, и ощущение тупика в тарифной войне,— отметил господин Денисов.— Надежды на диалог растаяли, и Трампа больше ничего не сдерживает». Если санкции все-таки введут, правовой основой для них станет «акт Магнитского», позволяющий Вашингтону реагировать на нарушение прав человека во всем мире.

Источник: "Коммерсантъ"

Дональд Трамп обвинил Китай во взломе почты Хиллари Клинтон

Старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Игорь Денисов убежден, что «торговая война относительно скоро может потерять свою остроту и тогда противостояние, вероятно, сместится в другую плоскость». «Китайские эксперты ожидают, что в начале будущего года некоторые тарифные меры могут быть ослаблены — слишком они невыгодны прежде всего американскому бизнесу. Это вполне возможно, хотя прогресс может и не быть столь быстрым»,— сказал “Ъ” господин Денисов. «Однако, скорее всего, разгорится нешуточная борьба на другом поле — инвестиционном. В дополнение к имеющимся ограничениям для китайских высокотехнологичных компаний в США могут быть введены новые. Для того чтобы раскрутить эту тему, и используются обвинения в хакерстве, несанкционированном вмешательстве, хищении информации»,— предположил эксперт. Напомним, в новом военном бюджете США уже прописаны значительные ограничения на сотрудничество с китайскими компаниями ZTE и Huawei, производящими электронику. Причиной для этого стали именно подозрения американских политиков, что Китай может шпионить с их помощью.

Впрочем, как считает Игорь Денисов, в действиях Дональда Трампа есть и внутриполитический подтекст. «Накануне ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс Трампу нужно усилить имидж борца за интересы США, который, в отличие от демократов, может сорвать коварные китайские планы»,— сказал он.

Индия и Китай могут помочь развитию Центральной Азии в рамках ШОС

Принятие новых членов в ряды Шанхайской организации сотрудничества могло бы помочь экономическому и гуманитарному развитию региона

В начале июня в китайском Циндао прошел саммит ШОС, который впервые состоялся в формате "восьмерки" с участием Индии и Пакистана, принятых в организацию год назад.

По мнению Игоря Денисова, члена РСМД, старшего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО МИД, участие Индии в работе ШОС может способствовать развитию государств Центральной Азии.

"У Индии есть свои проекты интеграционного характера в Центральной Азии. Может они были высказаны в пику КНР и нацелены на сдерживание китайских экономических амбиций. Но в рамках одной организации есть много возможностей, чтобы Индия и Китай осуществляли совместные проекты по социально-экономическому развитию региона", — пояснил Игорь Денисов Sputnik Таджикистан.

По его словам, многомиллиардных инвестиций ждать не стоит, но Дели и Пекин могли бы помочь в реализации гуманитарных и социально ориентированных начинаний, в частности, с решением проблем водоснабжения и внедрения экономичных, энергоэффективных технологий управления городским хозяйством.

Источник: "Спутник Таджикистан"

Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. Итоги XIX съезда Коммунистической партии Китая и результаты президентских выборов в России

Период 2017–2018 гг. знаменует начало нового политического цикла в развитии РФ и КНР, отправными точками которого стали ХIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшийся в октябре 2017 г., и победа В. Путина на президентских выборах в России 18 марта 2018 г. Съезд китайской компартии определил приоритеты дальнейших реформ, внес изменения в Устав КПК, а последовавшая в марте 2018 г. сессия Всекитайского собрания народных представителей определила новую структуру государственных органов.

Президентские выборы в России также стали подведением итогов предыдущего политического цикла. Им предшествовала напряженная экспертная работа, в ходе которой власти и общественности были представлены разные сценарии развития страны в течение нового президентского срока (2018–2024 гг.). Программным документом на ближайшие шесть лет стало Послание Президента Федеральному Собранию, с которым В. Путин выступил 1 марта 2018 г.

В какой степени внутренние политические циклы в России и Китае синхронизированы, и насколько они связаны не только с внутриполитическим контекстом, но и с перспективами российско-китайского сотрудничества? Они оказывают влияние на двусторонние отношения, что определяется тремя обстоятельствами:

1) ролью, которую отводят себе Россия и Китай в реформировании современного международного порядка и общностью их подходов к ключевым проблемам глобальной безопасности;

2) сохраняющейся заинтересованностью двух стран в развитии торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества;

3) растущим сходством политической повестки реформ.

Выводы и рекомендации

Реальные возможности для сотрудничества двух стран

1. Китай и Россия уже достигли политического консенсуса по сопряжению Инициативы Пояса и Пути и ЕАЭС. Китай и Евразийский экономический союз завершили переговоры по существу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Государства – члены ЕАЭС принимают активное участие в строительстве «Одного пояса – одного пути». В китайско-российском транспортно-коммуникационном деловом взаимодействии уже достигнуты результаты. Таким образом, общие усилия двух стран по сопряжению в рамках Инициативы Пояса и Пути имеют благоприятные перспективы.

2. Сохраняются умеренно высокие темпы роста китайской экономики, продолжается процесс ее структурного реформирования, что создает благоприятные условия для развития торгово-экономического сотрудничества с Россией. Ожидается, что Китай и Россия и в дальнейшем будут расширять двустороннюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, оказывая поддержку новым направлениям.

3. Российская экономика находится на стадии восстановления. В. Путин выделил содействие экономическому росту России и развитие инновационной экономики в качестве приоритетных направлений внутренней политики в ходе четвертого президентского срока. Экономическая и политическая ситуация в России будет способствовать прогрессу китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Ожидается, что российское правительство будет развивать транспортно-инфраструктурное строительство, включая развитие трансевразийской транспортной магистрали с тем, чтобы повысить масштабы международных перевозок через территорию РФ, что также будет оказывать позитивное влияние на китайско-российские контакты в области логистики и торговли.

4. Две страны намерены усиливать китайско-российские экономические связи. Путем активной политической координации и упорядочения торгового режима Пекин и Москва стремятся стимулировать упрощение торговых и инвестиционных процедур, создавая позитивные тенденции в развитии торгово- экономических отношений между Россией и Китаем в новую эпоху. Постепенная либерализация китайско-российской торговли и инвестиций будет играть возрастающую роль в двустороннем экономическом сотрудничестве.

5. Растет потребность Китая в энергоресурсах, в особенности в импорте природного газа, одновременно доля России в поставках газа на европейский рынок сокращается, что создает условия для укрепления китайско- российского сотрудничества в этой сфере. Строятся новые газопроводы, и расширяются объемы поставок по уже действующим газопроводам между Китаем и Россией. Развитие партнерства двух стран в области энергоресурсов на всех уровнях будет и в дальнейшем укреплять стратегическое китайско-российское сотрудничество в этой сфере.

Конкретные предложения

1. Поддерживать практику взаимных визитов и двустороннего диалога, устранять недопонимание и укреплять стратегическое доверие между двумя странами;

 

2. Усиливать контакты между аналитическими центрами, научными кругами и соответствующими ведомствами Китая и России. СМИ двух стран должны объективно освещать договоренности, достигнутые между сторонами в ходе контактов в разных сферах, а также способствовать предупреждению недопониманий и развитию общественной поддержки сотрудничества по сопряжению Инициативы Пояса и Пути с ЕАЭС;

3. Повысить роль рыночного регулирования в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве. Необходимо укреплять регулирующую роль рыночных механизмов, содействовать развитию сотрудничества в сфере производственных мощностей, высоких технологий, в сфере услуг и в иных областях, расширять масштабы и повышать качество торгово-экономического партнерства;

4. Совместно способствовать практическому развитию многостороннего партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества в сфере безопасности и в торгово-экономической области в целях усиления сплоченности ШОС и роста ее влияния;

5. Усилить стратегическое взаимодействие в целях поддержания стратегической стабильности в глобальном масштабе и в Азиатско- Тихоокеанском регионе и в Азии, а также для оказания противодействия «экспорту демократии » США. С учетом негативного влияния американского фактора на сотрудничество Китая и России в финансово-инвестиционной сфере две страны должны рационально реагировать и искать подходящие пути сотрудничества;

6. Уделить приоритетное внимание в рамках сопряжения Инициативы Пояса и Пути с ЕЭАС не «дорожной карте», а проектному взаимодействию, в том числе по намеченным к реализации совместным проектам в рамках соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС;

7. Повышать удельный вес машинно-технической продукции и продукции высоких технологий в китайско-российской торговле, оптимизировать структуру торговли;

8. Совместно расширять открытость рынков двух стран, расширять торговлю продукцией сельского хозяйства и обмен услугами;

9. Развивать сотрудничество в области таможенного регулирования, логистики, содействовать трансграничной электронной торговле;

10. Развивать сотрудничество в нефтяной, газовой, угольной отраслях, электроэнергетике и атомной энергетике;

11. Содействовать осуществлению масштабных проектов в авиационной и космической областях;

12. Развивать китайско-российское военно-техническое сотрудничество.

Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. Итоги XIX съезда КПК и результаты президентских выборов в России, 939 Кб.

Источник: РСМД

Ким Чен Ына заставят заслужить американское доверие

Однако российский эксперт по Китаю, старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Игорь Денисов не считает такие опасения обоснованными. «Самым нежелательным вариантом для Пекина действительно было бы остаться в стороне от урегулирования ситуации на Корейском полуострове, поскольку это непосредственно скажется и на престиже Китая, и на китайских интересах в сфере безопасности,— сказал он в беседе с “Ъ”.— Однако пока такой вариант даже гипотетически не просматривается — в поддержке Пекина активно заинтересованы и в Вашингтоне, и в Сеуле. Кроме того, дипломатической победой Китая стала организация саммита Си Цзиньпина и Ким Чен Ына до встречи с Трампом».

По словам господина Денисова, «в Пекине не очень верят в одностороннюю сделку и видят пределы компромисса, на который сегодня может пойти Ким Чен Ын». «Скорее всего, компромисс будет состоять в легализации северокорейского режима, соответственно в снижении военной активности США и их союзников, нацеленной на КНДР. Возможно смягчение или даже отмена санкций в обмен на отказ Пхеньяна от испытаний ракетно-ядерного оружия при фактическом сохранении ядерного статуса,— предположил российский эксперт.— О полной денуклеаризации вряд ли можно говорить в обозримой перспективе, однако вероятно достижение некоего промежуточного варианта, который устроит всех. При этом каждая из сторон будет считать эти договоренности своей победой».

Источник: "Коммерсантъ"

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.