Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Индия и Китай могут помочь развитию Центральной Азии в рамках ШОС

Принятие новых членов в ряды Шанхайской организации сотрудничества могло бы помочь экономическому и гуманитарному развитию региона

В начале июня в китайском Циндао прошел саммит ШОС, который впервые состоялся в формате "восьмерки" с участием Индии и Пакистана, принятых в организацию год назад.

По мнению Игоря Денисова, члена РСМД, старшего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО МИД, участие Индии в работе ШОС может способствовать развитию государств Центральной Азии.

"У Индии есть свои проекты интеграционного характера в Центральной Азии. Может они были высказаны в пику КНР и нацелены на сдерживание китайских экономических амбиций. Но в рамках одной организации есть много возможностей, чтобы Индия и Китай осуществляли совместные проекты по социально-экономическому развитию региона", — пояснил Игорь Денисов Sputnik Таджикистан.

По его словам, многомиллиардных инвестиций ждать не стоит, но Дели и Пекин могли бы помочь в реализации гуманитарных и социально ориентированных начинаний, в частности, с решением проблем водоснабжения и внедрения экономичных, энергоэффективных технологий управления городским хозяйством.

Источник: "Спутник Таджикистан"

Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. Итоги XIX съезда Коммунистической партии Китая и результаты президентских выборов в России

Период 2017–2018 гг. знаменует начало нового политического цикла в развитии РФ и КНР, отправными точками которого стали ХIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшийся в октябре 2017 г., и победа В. Путина на президентских выборах в России 18 марта 2018 г. Съезд китайской компартии определил приоритеты дальнейших реформ, внес изменения в Устав КПК, а последовавшая в марте 2018 г. сессия Всекитайского собрания народных представителей определила новую структуру государственных органов.

Президентские выборы в России также стали подведением итогов предыдущего политического цикла. Им предшествовала напряженная экспертная работа, в ходе которой власти и общественности были представлены разные сценарии развития страны в течение нового президентского срока (2018–2024 гг.). Программным документом на ближайшие шесть лет стало Послание Президента Федеральному Собранию, с которым В. Путин выступил 1 марта 2018 г.

В какой степени внутренние политические циклы в России и Китае синхронизированы, и насколько они связаны не только с внутриполитическим контекстом, но и с перспективами российско-китайского сотрудничества? Они оказывают влияние на двусторонние отношения, что определяется тремя обстоятельствами:

1) ролью, которую отводят себе Россия и Китай в реформировании современного международного порядка и общностью их подходов к ключевым проблемам глобальной безопасности;

2) сохраняющейся заинтересованностью двух стран в развитии торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества;

3) растущим сходством политической повестки реформ.

Выводы и рекомендации

Реальные возможности для сотрудничества двух стран

1. Китай и Россия уже достигли политического консенсуса по сопряжению Инициативы Пояса и Пути и ЕАЭС. Китай и Евразийский экономический союз завершили переговоры по существу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Государства – члены ЕАЭС принимают активное участие в строительстве «Одного пояса – одного пути». В китайско-российском транспортно-коммуникационном деловом взаимодействии уже достигнуты результаты. Таким образом, общие усилия двух стран по сопряжению в рамках Инициативы Пояса и Пути имеют благоприятные перспективы.

2. Сохраняются умеренно высокие темпы роста китайской экономики, продолжается процесс ее структурного реформирования, что создает благоприятные условия для развития торгово-экономического сотрудничества с Россией. Ожидается, что Китай и Россия и в дальнейшем будут расширять двустороннюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, оказывая поддержку новым направлениям.

3. Российская экономика находится на стадии восстановления. В. Путин выделил содействие экономическому росту России и развитие инновационной экономики в качестве приоритетных направлений внутренней политики в ходе четвертого президентского срока. Экономическая и политическая ситуация в России будет способствовать прогрессу китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Ожидается, что российское правительство будет развивать транспортно-инфраструктурное строительство, включая развитие трансевразийской транспортной магистрали с тем, чтобы повысить масштабы международных перевозок через территорию РФ, что также будет оказывать позитивное влияние на китайско-российские контакты в области логистики и торговли.

4. Две страны намерены усиливать китайско-российские экономические связи. Путем активной политической координации и упорядочения торгового режима Пекин и Москва стремятся стимулировать упрощение торговых и инвестиционных процедур, создавая позитивные тенденции в развитии торгово- экономических отношений между Россией и Китаем в новую эпоху. Постепенная либерализация китайско-российской торговли и инвестиций будет играть возрастающую роль в двустороннем экономическом сотрудничестве.

5. Растет потребность Китая в энергоресурсах, в особенности в импорте природного газа, одновременно доля России в поставках газа на европейский рынок сокращается, что создает условия для укрепления китайско- российского сотрудничества в этой сфере. Строятся новые газопроводы, и расширяются объемы поставок по уже действующим газопроводам между Китаем и Россией. Развитие партнерства двух стран в области энергоресурсов на всех уровнях будет и в дальнейшем укреплять стратегическое китайско-российское сотрудничество в этой сфере.

Конкретные предложения

1. Поддерживать практику взаимных визитов и двустороннего диалога, устранять недопонимание и укреплять стратегическое доверие между двумя странами;

 

2. Усиливать контакты между аналитическими центрами, научными кругами и соответствующими ведомствами Китая и России. СМИ двух стран должны объективно освещать договоренности, достигнутые между сторонами в ходе контактов в разных сферах, а также способствовать предупреждению недопониманий и развитию общественной поддержки сотрудничества по сопряжению Инициативы Пояса и Пути с ЕАЭС;

3. Повысить роль рыночного регулирования в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве. Необходимо укреплять регулирующую роль рыночных механизмов, содействовать развитию сотрудничества в сфере производственных мощностей, высоких технологий, в сфере услуг и в иных областях, расширять масштабы и повышать качество торгово-экономического партнерства;

4. Совместно способствовать практическому развитию многостороннего партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества в сфере безопасности и в торгово-экономической области в целях усиления сплоченности ШОС и роста ее влияния;

5. Усилить стратегическое взаимодействие в целях поддержания стратегической стабильности в глобальном масштабе и в Азиатско- Тихоокеанском регионе и в Азии, а также для оказания противодействия «экспорту демократии » США. С учетом негативного влияния американского фактора на сотрудничество Китая и России в финансово-инвестиционной сфере две страны должны рационально реагировать и искать подходящие пути сотрудничества;

6. Уделить приоритетное внимание в рамках сопряжения Инициативы Пояса и Пути с ЕЭАС не «дорожной карте», а проектному взаимодействию, в том числе по намеченным к реализации совместным проектам в рамках соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС;

7. Повышать удельный вес машинно-технической продукции и продукции высоких технологий в китайско-российской торговле, оптимизировать структуру торговли;

8. Совместно расширять открытость рынков двух стран, расширять торговлю продукцией сельского хозяйства и обмен услугами;

9. Развивать сотрудничество в области таможенного регулирования, логистики, содействовать трансграничной электронной торговле;

10. Развивать сотрудничество в нефтяной, газовой, угольной отраслях, электроэнергетике и атомной энергетике;

11. Содействовать осуществлению масштабных проектов в авиационной и космической областях;

12. Развивать китайско-российское военно-техническое сотрудничество.

Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. Итоги XIX съезда КПК и результаты президентских выборов в России, 939 Кб.

Источник: РСМД

Ким Чен Ына заставят заслужить американское доверие

Однако российский эксперт по Китаю, старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Игорь Денисов не считает такие опасения обоснованными. «Самым нежелательным вариантом для Пекина действительно было бы остаться в стороне от урегулирования ситуации на Корейском полуострове, поскольку это непосредственно скажется и на престиже Китая, и на китайских интересах в сфере безопасности,— сказал он в беседе с “Ъ”.— Однако пока такой вариант даже гипотетически не просматривается — в поддержке Пекина активно заинтересованы и в Вашингтоне, и в Сеуле. Кроме того, дипломатической победой Китая стала организация саммита Си Цзиньпина и Ким Чен Ына до встречи с Трампом».

По словам господина Денисова, «в Пекине не очень верят в одностороннюю сделку и видят пределы компромисса, на который сегодня может пойти Ким Чен Ын». «Скорее всего, компромисс будет состоять в легализации северокорейского режима, соответственно в снижении военной активности США и их союзников, нацеленной на КНДР. Возможно смягчение или даже отмена санкций в обмен на отказ Пхеньяна от испытаний ракетно-ядерного оружия при фактическом сохранении ядерного статуса,— предположил российский эксперт.— О полной денуклеаризации вряд ли можно говорить в обозримой перспективе, однако вероятно достижение некоего промежуточного варианта, который устроит всех. При этом каждая из сторон будет считать эти договоренности своей победой».

Источник: "Коммерсантъ"

Избрание Си Цзиньпина председателем КНР будет способствовать уверенному развитию страны в долгосрочной перспективе

Старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО МИД России Игорь Денисов полагает, что включение в Конституцию положения о строительстве человеческого сообщества единой судьбы означает, что эта внешнеполитическая доктрина устоялась. Теперь она выдвинута на первый план и будет на концептуальном уровне объяснять действия КНР на международной арене.

Он подчеркнул, что по сути, идеи, лежащие в основе нового глобального образа Китая, являются развитием концепции мирного развития. "Однако новый важный акцент состоит в том, что Китай провозглашает приоритетом всех своих действий за рубежом стремление к соразвитию с другими государствами, общее участие вместе с ними в решении проблем мироустройства, ликвидацию "узких мест", мешающих прогрессу, главными из которых являются бедность, экономическая отсталость, дефицит транспортной и социальной инфраструктуры", -- считает эксперт.

И. Денисов отметил, что итоги сессии ВСНП, как и решения состоявшегося в октябре прошлого года XIX съезда КПК, подтвердили преемственность внешнеполитического курса. В том числе сохраняют свою актуальность те общие подходы и оценки ситуации в мире, которые определяли высокий уровень и конструктивное развитие китайско-российских отношений в последнее время. В новом политическом цикле перед двумя странами стоят задачи практической стыковки программ своего экономического развития, а также продолжение диалога по важнейшим вопросам глобальной повестки.

Он заверил, что Россия и Китай найдут достойные ответы на новые проблемы, которые выдвигает турбулентная ситуация в мире. Положительный эффект может иметь внимание руководства двух стран к совместному поиску новых точек роста их экономик, прежде всего на таких приоритетных направлениях, как bigdata, искусственный интеллект, интернет вещей и др.

Он указал, что Россия заинтересована в стабильном и устойчивом развитии такого важнейшего своего соседа, как Китай. "Выстраиваемая Си Цзиньпином жесткая властная вертикаль, нацеленная на рыночные реформы, борьбу с коррупцией и создание эффективно действующего правительства, основывается на реальных проблемах, с которыми сталкивается страна", -- подчеркнул эксперт, добавив, что "новый этап реформ неизменно принесет новые проблемы, и повышение качества управления во всей структуре власти -- снизу доверху -- станет важным гарантом того, что Китай встретит эти проблемы во всеоружии и, в конечном счете, справится с новыми вызовами.

Источник: "Синьхуа новости"

«Роснефть» оказалась не по карману китайцам

«Сложно сказать, насколько серьезно здесь замешана политика, однако, учитывая связи Е Цзяньмина со спецслужбами, его дело может иметь отношение к кампании Си Цзиньпина по зачистке силового блока, которая продолжается уже не первый год»,— полагает старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Игорь Денисов. Он подчеркивает, что компания проводила агрессивную экспансию на зарубежных рынках и «любой провал здесь мог быть ударом и по имиджу Китая, в том числе флагманской инициативе "Пояса и пути", которая непосредственно связывается с именем Си Цзиньпина».

Источник: "Коммерсантъ"

Китай подкрепит связи с США кадровыми назначениями

— Назначение Яна Цзечи на новый пост подтвердит растущее значение внешней политики, поскольку теперь эта сфера, где Китай действует всё более напористо, получит куратора на уровне вице-премьера. Скорее всего, он сосредоточится на всем комплексе вопросов отношений Китая с зарубежными странами, но его опыт пригодится в первую очередь на американском направлении. Считается, что Ян, в свое время бывший послом КНР в США, сыграл ключевую роль в выстраивании отношений с «непредсказуемым Трампом», — рассказал «Известиям» эксперт Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Игорь Денисов.

По прогнозам эксперта, на предстоящем съезде вице-премьером может быть назначен и  Лю Хэ. Опытный экономист и обладатель степени магистра Школы управления имени Джона Кеннеди Гарвардского университета, представлявший Китай на недавнем форуме в Давосе, на новом месте займется в числе прочего урегулированием торговых споров с США.

— Одна из его главных задач будет состоять в предотвращении опасного крена в двусторонних отношениях, который может возникнуть, если между двумя партнерами разгорится торговая война, — пояснил Игорь Денисов.

Подобный набор кадровых назначений в Китае свидетельствует о настрое Пекина на управление противоречиями, существующими в китайско-американских отношениях, уверен глава программы «Россия в АТР» московского центра Карнеги Александр Габуев. А противоречий у Пекина и Вашингтона действительно накопилось немало — от геополитического противостояния в обширном регионе Азии до традиционных торговых войн. Недавнее приглашение в США Яна Цзечи и Лю Хэ свидетельствует о том, что и американская сторона настроена как минимум на обсуждение, а не уход от проблем.

Источник: "Известия"

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.