Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Путин в Китае: в ожидании восточно-азиатского прорыва

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Александр Лукин, государственный визит Владимира Путина в Пекин проходит на фоне самого высокого уровня российско-китайских отношений за всю историю контактов двух стран. "Официально наши отношения являются стратегическим партнерством, а это значит, что, хотя у нас нет формального союза,  фактически, наши взгляды с Китаем на мировое развитие почти полностью совпадают. Этот визит – высшая точка механизма стратегического партнерства. Государственные визиты проходят ежегодно по очереди – либо лидер Китая едет в Россию, либо наш лидер едет в Китай, чтобы обсудить основные вопросы двусторонних отношений и ситуацию в мире", - сказал он.

По оценке эксперта, значительную часть переговоров между президентом России и китайским руководством займут международные проблемы. "Прежде всего, это ситуация на Корейском полуострове, так как скоро, буквально через несколько дней, будет встреча на высшем уровне между президентом США Дональдом Трампом и лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Россия и Китай уже много лет активно выступают за денуклеаризацию Корейского полуострова, и во многом благодаря их усилиям позиция Северной Кореи стала более конструктивной. Естественно, лидерам надо обсудить, как действовать, какую позицию занимать в случае какого бы то ни было, пока неизвестного результата этих переговоров", - обратил внимание Александр Лукин, добавив, что в ходе таких визитов традиционно обсуждается вся существенная международная повестка дня.

"Что касается двусторонней повестки, то здесь у нас тоже множество вопросов. Экономическое сотрудничество детально прорабатывается в ходе встреч премьер-министров и заседаний различных межправительственных комиссий, а лидеры говорят о ключевых вопросах. Кроме очевидной темы экспорта углеводородов и продажи электричества в Китай, например, возможна тема строительства Россией в Китае АЭС, по этому вопросу могут быть заключены дополнительные соглашения. Также мы ведем переговоры о дедолларизации нашего сотрудничества и в целом мировой экономики, в России уже действуют различные китайские платежные системы наравне с европейскими и американскими. Китай активно инвестирует в российскую экономику, порядка $1 млрд в год. Вероятно, будут достигнуты соглашения и в этих областях", - ожидает директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО.

Москва и Пхеньян: первый контакт

Как напомнил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Александр Лукин, между Россией и Северной Кореей уже существуют двусторонние отношения, в том числе и торговые, хотя общий объем торговли невелик. Визит же Лаврова в Пхеньян, по его словам, связан с вопросами санкций и возможной встречи президента США Дональда Трампа с Ким Чен Ыном, точнее, позиции России относительно этой встречи.

"Известно, что Ким Чен Ын проводит довольно хитрую политику. С одной стороны, он объявил о готовности отказаться от ядерного оружия, а с другой стороны он поставил американского президента в довольно безвыходное положение, поскольку Трамп пытался отказаться от встречи, но, судя по всему, не смог, потому что он, вероятно, понял, что с него потребуют слишком многого. Он же хотел, чтобы КНДР отказалась от оружия бесплатно, за всякие бессмысленные обещания, гарантии безопасности и так далее", - пояснил эксперт.

Директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО отметил, что часть плана Ким Чен Ына заключается в обеспечении содействия других государств. "Он сам съездил в Китай, он неожиданно начал дружбу с Южной Кореей, чтобы в случае чего сказать, что весь мир на все согласился, а договоренность сорвал именно Трамп. И эта стратегия уже действует. Поэтому президенту США уже некуда деваться, ему надо договариваться", - уточнил он.

"Отношения с Россией - тоже часть этого плана, Пхеньяну надо показать, что РФ тоже его поддерживает. Москва, кстати, уже заявляла, что поддерживает не только встречу с Трампом, но и, по большому счету, позицию Северной Кореи. Для России это тоже выгодно, потому что Россия тоже считает, что должна быть достигнута договоренность, что КНДР должна отказаться от ядерного оружия, а вопрос, на каких условиях Пхеньян сойдется с Вашингтоном, нас уже не интересует", - заключил Александр Лукин.

Источник: "Вестник Кавказа"

«Управляемая напряжённость»: что стоит за манёврами кораблей ВМС США у спорных островов в Южно-Китайском море

Как заявил в разговоре с RT директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин, напряжённость в Южно-Китайском море на руку Соединённым Штатам. По его словам, «США выгоден этот конфликт, поскольку другие региональные государства, недовольные политикой КНР, ищут у них поддержки. Например, Вьетнам, который раньше был врагом США, а теперь их большой друг. Кроме того, складывается антикитайская коалиция с участием Соединённых Штатов, Японии, Индии и Австралии. Пока ещё не союз, но диалоговый формат», — сказал он. Эксперт подчеркнул отсутствие у Америки прямой заинтересованности в контролировании Южно-Китайского моря, несмотря на то, что там проходят различные торговые маршруты, в том числе нефтяные. «Они просто поддержат позицию других государств, особенно если Китай захочет установить собственные правила», — добавил собеседник RT.

Источник: Russia Today

Укреплять экономические отношения со странами ШОС необходимо Казахстану

В свою очередь директор центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России Александр Лукин рассказал, что в текущем году официальное участие в форуме ШОС примут страны Индии и Пакистана, что может существенно изменить и улучшить работу членов делегации ШОС.

"Мы всегда собираемся перед саммитом на экспертный форум для того, чтобы внести какие-то предложения на очередное заседание Совета глав государств. В этот раз на саммите самое интересное больше то, что в первый раз участвуют в качестве официальных членов Индия и Пакистан. У нас тоже представители Индии и Пакистана первый раз, приезжали ранее в индивидуальном качестве, но сейчас первый раз официальной делегацией. Поэтому надо вообще обсудить, в какую сторону будет двигаться ШОС после того, как в него вступили такие крупные азиатские государства. Раньше говорили некоторые, что это в основном организации, которые доминируются Китаем и Россией. Сейчас, после вступления Индии, так уже не скажешь. Казахстан тоже активно участвует в работе ШОС и вообще во всех процессах Евразийского сотрудничества. Поэтому будем думать о том, в какую сторону двигаться. Трудно сказать, что решат главы государств, но я думаю, что нужно усиливать экономическое сотрудничество. Мы давно про это говорим, но пока в этом вопросе особого движения нет. Я знаю, что некоторые страны, например, Казахстан, Китай активно выступают именно за усиление экономического сотрудничества", - заявил Александр Лукин.

Источник: bnews.kz

«Прокитайский характер интеграции»: В чьих интересах развивается ШОС?

Директор Центра Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Александр Лукин, в свою очередь, вовсе отметил, что экономические успехи в рамках ШОС вовсе незаметны.

«Когда отчитываются об экономическом сотрудничестве, чиновники говорят о двухстороннем сотрудничестве и выдают это за работу ШОС. ШОС создаёт определённые условия для двухстороннего сотрудничества. Однако ведётся много разговоров, обсуждается более 15 лет идея создания механизма финансирования в виде банка. При этом Банк БРИКС был создан, а в ШОС ничего такого по-прежнему не существует», — отметил он.

В этой связи он отметил, что Китай выдвинул идею Шёлкового пути в том числе и по той причине, что в рамках ШОС государства не предприняли достаточно активных встречных шагов, в результате чего Пекин решил взять инициативу на себя.

Наибольшие же успехи ШОС наблюдаются в сфере безопасности — проводятся регулярные совместные учения, идёт борьба с терроризмом, действует региональная антитеррористическая структура организации в Ташкенте, благодаря чему страны-члены ШОС активно обмениваются информацией и координируют свои действия. Впрочем, в сфере международной политики большую работу только предстоит сделать, поскольку страны ШОС достаточно непоследовательно и неуверенно реагируют на дейсвтия Запада — о чём можно судить, например, по позиции в свете последней атаки США в Сирии

«В Совбезе ООН проинструктировано было не голосовать против. И Китай, и Пакистан воздержались… В вопросе того, как защищать международное право, есть возможности для совершенствования», — отметил Лукин.

Источник: ИА REGNUM.

 

Бессрочный Си

Компартия Китая решила больше не ограничивать полномочия главы государства двумя сроками. Что это значит, объясняет профессор-китаист Александр Лукин

Правящая Коммунистическая партия Китая (КПК) предложила убрать из Конституции страны положение, которое ограничивает полномочия главы государства двумя пятилетними сроками. Это означает, что нынешний глава Поднебесной, 65-летний Си Цзиньпин, ставший председателем КНР в 2013 году, сможет остаться на своем посту и после 2023 года. Причины и последствия этого решения разъяснил NT китаист, глава департамента международных отношений НИУ «Высшая школа экономики», профессор Александр Лукин.

Объяснений резонансному решению, по его мнению, может быть два. Одно — простое. Генсек партии считает себя незаменимым, он думает, что без него все развалится. У Си Цзиньнина есть, безусловно, чувство миссии. Он считает, что обязан исправить ситуацию в стране, где, по его убеждению, еще далеко до победы над коррупцией. Например, Си много раз уже говорил, что именно из-за коррупции КПК сталкивается с трудностями. Он напоминал, что опять же из-за коррупции Гоминьдан проиграл гражданскую войну*. Дескать, мы не должны идти путем Гоминьдана и терять доверие общества. Поэтому надо усилить борьбу с коррупцией и восстановить дух Коммунистической партии — через самопожертвование, служение Родине и прочие официально пропагандируемые коммунистические идеалы. Это все прямо вытекает из высказываний Си. Сейчас вот, например, пропагандируется Яньанский период**. Коммунисты тогда сидели в пещерах, были молодыми и бедными.

И второе объяснение: китайские руководители считают необходимым довести до конца реформы, которые начал Си Цзиньпин. Положенных 10 лет ему не хватит. Вот такой парадокс: выстроенная при коммунистах система, когда руководители правят по десять лет, довела экономику до нынешнего критического состояния, когда нужно предпринимать срочные реформаторские шаги и приходится правление лидера делать бессрочным.

Борьба с «духом наживы»

NT: А в чем, собственно, критичность положения?

Лукин: Коррупция пронизала все общество Китая. Были дикие случаи, например, когда арестовали члена Политбюро, отвечавшего за силовые структуры. У него нашли теневую империю на $14 млрд.

NT: То есть коррупция — это главная проблема?

Коммунистическая партия теряет доверие общества. Это прямо не говорится, но подразумевается. Меры по борьбе с коррупцией и, я бы сказал, с «духом наживы» очень заметны. Вплоть до таких вещей — ограничивают количество еды за государственный счет. Нельзя, например, в обед за государственный счет пить вино. Если попадаются люди, которые тратят слишком много средств из государственных фондов, их фотографируют, снимки выкладывают в интернет и увольняют. Другой пример: в Китае любой человек может на телефон получать сообщения из комиссии по дисциплине ЦК, по сути, центра по борьбе с коррупцией: кого посадили, против кого какое открыли дело.

Арестовывают, снимают с работы тысячи людей. Это, действительно, серьезная кампания.

Устаревшая система

NT: Поправка к Конституции должна быть рассмотрена в ходе первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва, которая должна открыться 5 марта. Как вы думаете, пройдет поправка?

Конечно, пройдет. Если начальник сказал — а без «подсказки» со стороны самого Си никто бы предлагать не стал — то значит, сделают.

NT: В течение долгого времени считалось: китайцы изучили опыт старцев брежневского Политбюро и придумали свою систему, которая позволяла менять руководство, не прибегая при этом к инструментам демократии. Это выглядело блистательным изобретением, от которого теперь хотят отказаться. Понимают ли китайцы, на что идут?

Я думаю, линия рассуждения Си Цзиньпина примерно следующая: система, выстроенная Дэн Сяопином (фактический руководитель Китая с конца 1970-х до начала 1990-х. — NT), устарела. Дэн Сяопин, кстати, вообще не занимал высших должностей, кроме председателя Центрального военного совета КПК. Был еще вице-премьером, пожалуй. Просто был человеком, которого все слушались и уважали.

«Все хотят править вечно. Если не правят вечно — значит, система этого не допускает… Си Цзиньпин ломал систему последовательно. Я, кстати, думал, что она прочнее или что ему не дадут это сделать»

С точки зрения Дэн Сяопина, старики с их заскорузлым мышлением мешали реформам. Был период правления так называемых «восьми бессмертных» в начале 1990-х годов, когда и была создана эта обновляемая система. Кто-то в 60 лет, кто-то в 70, но все должны были покинуть свои посты, включая высший, на котором было разрешено — и это положение внесли в Конституцию — находиться 10 лет. Два руководителя КНР — Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао — так и отработали. И некоторым казалось, что эта система устоялась. Но, я думаю, нынешний лидер считает ровно наоборот.

NT: Но Си Цзиньпин не может не понимать: отмена ограничений по срокам в глазах общества в случае кризиса сделает ответственным за все происходящее одного человека — его самого. Он этого не боится?

Все хотят править вечно. Если не правят вечно — значит, система этого не допускает. Си Цзиньпин хочет править вечно, потому что считает, что все будет делать правильно. Мао Цзэдун тоже так считал, но оказалось, что это не совсем так — Мао довел страну до кризиса.

Си Цзиньпин ломал систему последовательно. Я, кстати, думал, что она прочнее или что ему не дадут это сделать. За первые пять лет своего правления он кого-то вывел из руководства, кого-то посадил (и было за что), разобрался с клановостью. А в Китае было много кланов — партийных, региональных. Всех лидеров кланов, которые могли представлять собой альтернативу и были недовольными, он эффективно отодвинул от власти. Набрал людей, которые ему полностью подчиняются.

Вы спрашиваете, примут ли его решение? Да если бы он чувствовал, что его не примут, он бы и не выдвинул эту инициативу. Значит, он все согласовал.

NT: Известно, что Си Цзиньпин набил все постоянные комиссии центральных органов партии своими людьми…

Он поступил даже проще. В советской системе управления основной орган управления был отдел ЦК, помните? Си Цзиньпин воссоздал комиссии по всем основным направлениям деятельности. В них входят и представители министерств, и разные заинтересованные люди. Эти комиссии по своему статусу стали выше отделов ЦК. И во всех этих комиссиях председателем стал он сам. То есть все направления работы и всю власть он замкнул на себе.

Планов громадье

NT: Что станет делать Си Цзиньпин после того, как получит неограниченную власть?

Помимо борьбы с коррупцией, он наметил ряд новых мер. Основное направление экономики — переориентация развития на внутренний рынок, чтобы меньше зависеть от экспорта. Си хочет добиться более ресурсосберегающей экономики. Китай вкладывает огромные деньги в альтернативные источники энергии, в сокращение потребления угля. Это связано с экологией — здесь у Китая были серьезные проблемы, а сейчас удалось добиться определенных успехов.

Во внешней политике Китай предлагает многополярный мир, особые отношения с США, некое соразвитие в рамках инициативы «Один пульс — один путь» с государствами Центральной Азии и странами АСЕАН.

План-то широкий, а что будет в реальности, мы посмотрим. У каждого плана есть оборотная сторона.

NT: А какая оборотная сторона у китайской внешней политики? Все считают ее крайне успешной, ведь Китай последние годы становится все более значимым на мировой арене.

В принципе, да, она успешная. Но тут наблюдается отказ от принципа Дэн Сяопина — надо сидеть в тени и не показываться на свет. Так звучит китайская поговорка. Это означает: вся внешняя политика должна быть направлена на обеспечение внутреннего развития и экономических реформ. В прошлом было совсем немного вопросов, за которые Китай был готов бороться всеми силами: это Тайвань и присоединение Гонконга и Макао, которое было осуществлено. Касательно всего остального они качали головой, но особо не вмешивались.

«Китайцы создали летом прошлого года свою первую военную базу в африканском государстве Джибути, хотя она и называется не базой, а по-другому — «объект»

Сейчас содержание национальных интересов расширяется: говорят о территориальном споре с Японией. С ней в 1980-е годы Китай очень дружил, а теперь, наоборот, отношения очень напряженные. Кроме того, Китай считает, что Южно-Китайское море принадлежит ему, и из-за этого тоже зреет недовольство в регионе. Есть проблемы с Вьетнамом и Филиппинами. В Китае аналитики говорят, что надо действовать активно, создавать военный блок.

Одновременно официально по-прежнему утверждается, что нельзя вмешиваться во внутренние дела других стран, потому что это — «империализм». Даже словосочетание «военная база» в Китае считается неприличным. Но китайцы создали летом прошлого года свою первую военную базу в африканском государстве Джибути, хотя она и называется не базой, а по-другому — «объект». Санкции, по идее, Китаю тоже принимать нельзя, потому что это делают только империалисты. Но фактически китайцы применили санкции против Монголии, потому что туда ездил Далай-лама, и против Южной Кореи — из-за размещения там американской ПРО.

Таким образом, Китай постепенно переходит к политике обычной «великой державы». Хотя они и утверждают, что это не так и что они развиваются принципиально на другой классовой основе. Естественно, соседи начинают их опасаться, Австралия, Япония, США и Индия находятся в стадии формирования некоей новой группы по интересам, пока экономическим. А любые объединения соседей против Китая будут мешать его экономическому росту, потому что экономика страны все равно продолжает быть завязана на международной торговле, на экспорте. Как только китайский экспорт идет на убыль, в стране сразу обостряется проблема безработицы, другие проблемы.

«Да, были успешные исторические примеры, но гораздо больше других, когда бессрочное правление лидера приводило к серьезному кризису»

NT: В России многие люди во власти рассматривают китайскую модель государственного устройства как чуть ли не эталон. Если сейчас Си Цзиньпин пойдет путем несменяемого советского Политбюро, какой будет эффект внутри России?

Китайская система, согласен, до сих пор обеспечивала самое быстрое экономическое развитие. В России, разумеется, кто-то обрадуется политическим изменениям в Китае: дескать, там тоже лидер будет править долго. Но ведь длительность правления лидера не связана напрямую с экономическим успехами. Да, были успешные исторические примеры, но гораздо больше других, когда бессрочное правление приводило к серьезному кризису.

Вопрос в том, какова суть экономической политики, понимает ли лидер, что надо что-то делать. Если он считает, что все и так хорошо и делать ничего не надо, то вряд ли это приведет к чему-нибудь хорошему. Си Цзиньпин вроде бы пока считает, что делать что-то надо. А что будет через десять лет — посмотрим.

Источник: "Новое время"

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.