Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Как Китай умудряется отменять налоги?

В Китае приняли закон, согласно которому, если гражданин зарабатывает меньше 5 тыс. юаней в месяц ($735, то есть 50 700 руб.), его освобождают от подоходного налога.

Госсовет КНР считает, что это приведёт к повышению уровня потребления, увеличению доходов бизнеса и, как следствие, к экономическому росту.

Тем временем глава Центробанка Эльвира Набиуллина в интервью Wall Street Journal заявила, что не верит в экономический рост, основанный на потребительском спросе населения. Почему в России и Китае законы рынка работают по-разному?

Александр Лукин, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС:

— Дело в том, что в России экономикой управляют последователи Гайдара. Они считают, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным — рынок, дескать, сам себя отрегулирует. Эффективные собственники сами будут развивать свои производства, бизнес будет расти, а экономика развиваться.

Но бизнесу для роста нужно много разных условий, которых у нас нет, — стабильная банковская система, беспристрастная судебная система. Кроме того, исторически складывается так, что наибольший рост экономики у нас происходил тогда, когда государство активно инвестировало в неё. Когда же этого не происходило, экономическая жизнь в стране замирала, как, например, в ельцинские времена, когда даже торговля между разными регионами страны практически остановилась.

Наконец, наше правительство, может, было бы и радо не собирать лишние налоги, но поскольку роста экономики нет, то нет и поступлений в бюджет. А кормить бюрократическую машину и платить пенсии как-то надо. Вот и приходится вводить новые поборы. Естественно, они касаются в первую очередь населения. Вот только если у людей денег не будет, откуда тогда возьмутся доходы у бизнеса? Получается замкнутый круг.

В Китае всё с точностью наоборот. Там государство — один из крупнейших инвесторов в страну. И потребительский спрос китайцы стимулировать начали не сейчас. В 2008-2009 гг. они так вышли из экономического кризиса. Китайским гражданам правительство тогда выдавало купоны на покупку бытовой техники, туристических путёвок. Делало всё, чтобы люди шли в магазины и покупали. Сейчас там считают, что новый закон поможет поднять потребительский спрос, что увеличит доходы бизнеса и стимулирует экономический рост.

Какая из этих двух точек зрения более жизнеспособна, отлично показывает статистика. В Китае каждый год рост под 10%, и такие показатели там считают застоем. А в России наши теоретики в правительстве рассуждают о том о сём, но больше 1,5% достигнуть они не могут. Может, пора приглядеться к опыту соседей?

Источник: "Аргументы и факты"

Путин в Китае: в ожидании восточно-азиатского прорыва

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Александр Лукин, государственный визит Владимира Путина в Пекин проходит на фоне самого высокого уровня российско-китайских отношений за всю историю контактов двух стран. "Официально наши отношения являются стратегическим партнерством, а это значит, что, хотя у нас нет формального союза,  фактически, наши взгляды с Китаем на мировое развитие почти полностью совпадают. Этот визит – высшая точка механизма стратегического партнерства. Государственные визиты проходят ежегодно по очереди – либо лидер Китая едет в Россию, либо наш лидер едет в Китай, чтобы обсудить основные вопросы двусторонних отношений и ситуацию в мире", - сказал он.

По оценке эксперта, значительную часть переговоров между президентом России и китайским руководством займут международные проблемы. "Прежде всего, это ситуация на Корейском полуострове, так как скоро, буквально через несколько дней, будет встреча на высшем уровне между президентом США Дональдом Трампом и лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Россия и Китай уже много лет активно выступают за денуклеаризацию Корейского полуострова, и во многом благодаря их усилиям позиция Северной Кореи стала более конструктивной. Естественно, лидерам надо обсудить, как действовать, какую позицию занимать в случае какого бы то ни было, пока неизвестного результата этих переговоров", - обратил внимание Александр Лукин, добавив, что в ходе таких визитов традиционно обсуждается вся существенная международная повестка дня.

"Что касается двусторонней повестки, то здесь у нас тоже множество вопросов. Экономическое сотрудничество детально прорабатывается в ходе встреч премьер-министров и заседаний различных межправительственных комиссий, а лидеры говорят о ключевых вопросах. Кроме очевидной темы экспорта углеводородов и продажи электричества в Китай, например, возможна тема строительства Россией в Китае АЭС, по этому вопросу могут быть заключены дополнительные соглашения. Также мы ведем переговоры о дедолларизации нашего сотрудничества и в целом мировой экономики, в России уже действуют различные китайские платежные системы наравне с европейскими и американскими. Китай активно инвестирует в российскую экономику, порядка $1 млрд в год. Вероятно, будут достигнуты соглашения и в этих областях", - ожидает директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО.

Москва и Пхеньян: первый контакт

Как напомнил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Александр Лукин, между Россией и Северной Кореей уже существуют двусторонние отношения, в том числе и торговые, хотя общий объем торговли невелик. Визит же Лаврова в Пхеньян, по его словам, связан с вопросами санкций и возможной встречи президента США Дональда Трампа с Ким Чен Ыном, точнее, позиции России относительно этой встречи.

"Известно, что Ким Чен Ын проводит довольно хитрую политику. С одной стороны, он объявил о готовности отказаться от ядерного оружия, а с другой стороны он поставил американского президента в довольно безвыходное положение, поскольку Трамп пытался отказаться от встречи, но, судя по всему, не смог, потому что он, вероятно, понял, что с него потребуют слишком многого. Он же хотел, чтобы КНДР отказалась от оружия бесплатно, за всякие бессмысленные обещания, гарантии безопасности и так далее", - пояснил эксперт.

Директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО отметил, что часть плана Ким Чен Ына заключается в обеспечении содействия других государств. "Он сам съездил в Китай, он неожиданно начал дружбу с Южной Кореей, чтобы в случае чего сказать, что весь мир на все согласился, а договоренность сорвал именно Трамп. И эта стратегия уже действует. Поэтому президенту США уже некуда деваться, ему надо договариваться", - уточнил он.

"Отношения с Россией - тоже часть этого плана, Пхеньяну надо показать, что РФ тоже его поддерживает. Москва, кстати, уже заявляла, что поддерживает не только встречу с Трампом, но и, по большому счету, позицию Северной Кореи. Для России это тоже выгодно, потому что Россия тоже считает, что должна быть достигнута договоренность, что КНДР должна отказаться от ядерного оружия, а вопрос, на каких условиях Пхеньян сойдется с Вашингтоном, нас уже не интересует", - заключил Александр Лукин.

Источник: "Вестник Кавказа"

«Управляемая напряжённость»: что стоит за манёврами кораблей ВМС США у спорных островов в Южно-Китайском море

Как заявил в разговоре с RT директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин, напряжённость в Южно-Китайском море на руку Соединённым Штатам. По его словам, «США выгоден этот конфликт, поскольку другие региональные государства, недовольные политикой КНР, ищут у них поддержки. Например, Вьетнам, который раньше был врагом США, а теперь их большой друг. Кроме того, складывается антикитайская коалиция с участием Соединённых Штатов, Японии, Индии и Австралии. Пока ещё не союз, но диалоговый формат», — сказал он. Эксперт подчеркнул отсутствие у Америки прямой заинтересованности в контролировании Южно-Китайского моря, несмотря на то, что там проходят различные торговые маршруты, в том числе нефтяные. «Они просто поддержат позицию других государств, особенно если Китай захочет установить собственные правила», — добавил собеседник RT.

Источник: Russia Today

Укреплять экономические отношения со странами ШОС необходимо Казахстану

В свою очередь директор центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России Александр Лукин рассказал, что в текущем году официальное участие в форуме ШОС примут страны Индии и Пакистана, что может существенно изменить и улучшить работу членов делегации ШОС.

"Мы всегда собираемся перед саммитом на экспертный форум для того, чтобы внести какие-то предложения на очередное заседание Совета глав государств. В этот раз на саммите самое интересное больше то, что в первый раз участвуют в качестве официальных членов Индия и Пакистан. У нас тоже представители Индии и Пакистана первый раз, приезжали ранее в индивидуальном качестве, но сейчас первый раз официальной делегацией. Поэтому надо вообще обсудить, в какую сторону будет двигаться ШОС после того, как в него вступили такие крупные азиатские государства. Раньше говорили некоторые, что это в основном организации, которые доминируются Китаем и Россией. Сейчас, после вступления Индии, так уже не скажешь. Казахстан тоже активно участвует в работе ШОС и вообще во всех процессах Евразийского сотрудничества. Поэтому будем думать о том, в какую сторону двигаться. Трудно сказать, что решат главы государств, но я думаю, что нужно усиливать экономическое сотрудничество. Мы давно про это говорим, но пока в этом вопросе особого движения нет. Я знаю, что некоторые страны, например, Казахстан, Китай активно выступают именно за усиление экономического сотрудничества", - заявил Александр Лукин.

Источник: bnews.kz

«Прокитайский характер интеграции»: В чьих интересах развивается ШОС?

Директор Центра Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Александр Лукин, в свою очередь, вовсе отметил, что экономические успехи в рамках ШОС вовсе незаметны.

«Когда отчитываются об экономическом сотрудничестве, чиновники говорят о двухстороннем сотрудничестве и выдают это за работу ШОС. ШОС создаёт определённые условия для двухстороннего сотрудничества. Однако ведётся много разговоров, обсуждается более 15 лет идея создания механизма финансирования в виде банка. При этом Банк БРИКС был создан, а в ШОС ничего такого по-прежнему не существует», — отметил он.

В этой связи он отметил, что Китай выдвинул идею Шёлкового пути в том числе и по той причине, что в рамках ШОС государства не предприняли достаточно активных встречных шагов, в результате чего Пекин решил взять инициативу на себя.

Наибольшие же успехи ШОС наблюдаются в сфере безопасности — проводятся регулярные совместные учения, идёт борьба с терроризмом, действует региональная антитеррористическая структура организации в Ташкенте, благодаря чему страны-члены ШОС активно обмениваются информацией и координируют свои действия. Впрочем, в сфере международной политики большую работу только предстоит сделать, поскольку страны ШОС достаточно непоследовательно и неуверенно реагируют на дейсвтия Запада — о чём можно судить, например, по позиции в свете последней атаки США в Сирии

«В Совбезе ООН проинструктировано было не голосовать против. И Китай, и Пакистан воздержались… В вопросе того, как защищать международное право, есть возможности для совершенствования», — отметил Лукин.

Источник: ИА REGNUM.

 

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.