Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Путин в Китае: в ожидании восточно-азиатского прорыва

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Александр Лукин, государственный визит Владимира Путина в Пекин проходит на фоне самого высокого уровня российско-китайских отношений за всю историю контактов двух стран. "Официально наши отношения являются стратегическим партнерством, а это значит, что, хотя у нас нет формального союза,  фактически, наши взгляды с Китаем на мировое развитие почти полностью совпадают. Этот визит – высшая точка механизма стратегического партнерства. Государственные визиты проходят ежегодно по очереди – либо лидер Китая едет в Россию, либо наш лидер едет в Китай, чтобы обсудить основные вопросы двусторонних отношений и ситуацию в мире", - сказал он.

По оценке эксперта, значительную часть переговоров между президентом России и китайским руководством займут международные проблемы. "Прежде всего, это ситуация на Корейском полуострове, так как скоро, буквально через несколько дней, будет встреча на высшем уровне между президентом США Дональдом Трампом и лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Россия и Китай уже много лет активно выступают за денуклеаризацию Корейского полуострова, и во многом благодаря их усилиям позиция Северной Кореи стала более конструктивной. Естественно, лидерам надо обсудить, как действовать, какую позицию занимать в случае какого бы то ни было, пока неизвестного результата этих переговоров", - обратил внимание Александр Лукин, добавив, что в ходе таких визитов традиционно обсуждается вся существенная международная повестка дня.

"Что касается двусторонней повестки, то здесь у нас тоже множество вопросов. Экономическое сотрудничество детально прорабатывается в ходе встреч премьер-министров и заседаний различных межправительственных комиссий, а лидеры говорят о ключевых вопросах. Кроме очевидной темы экспорта углеводородов и продажи электричества в Китай, например, возможна тема строительства Россией в Китае АЭС, по этому вопросу могут быть заключены дополнительные соглашения. Также мы ведем переговоры о дедолларизации нашего сотрудничества и в целом мировой экономики, в России уже действуют различные китайские платежные системы наравне с европейскими и американскими. Китай активно инвестирует в российскую экономику, порядка $1 млрд в год. Вероятно, будут достигнуты соглашения и в этих областях", - ожидает директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО.

Москва и Пхеньян: первый контакт

Как напомнил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Александр Лукин, между Россией и Северной Кореей уже существуют двусторонние отношения, в том числе и торговые, хотя общий объем торговли невелик. Визит же Лаврова в Пхеньян, по его словам, связан с вопросами санкций и возможной встречи президента США Дональда Трампа с Ким Чен Ыном, точнее, позиции России относительно этой встречи.

"Известно, что Ким Чен Ын проводит довольно хитрую политику. С одной стороны, он объявил о готовности отказаться от ядерного оружия, а с другой стороны он поставил американского президента в довольно безвыходное положение, поскольку Трамп пытался отказаться от встречи, но, судя по всему, не смог, потому что он, вероятно, понял, что с него потребуют слишком многого. Он же хотел, чтобы КНДР отказалась от оружия бесплатно, за всякие бессмысленные обещания, гарантии безопасности и так далее", - пояснил эксперт.

Директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО отметил, что часть плана Ким Чен Ына заключается в обеспечении содействия других государств. "Он сам съездил в Китай, он неожиданно начал дружбу с Южной Кореей, чтобы в случае чего сказать, что весь мир на все согласился, а договоренность сорвал именно Трамп. И эта стратегия уже действует. Поэтому президенту США уже некуда деваться, ему надо договариваться", - уточнил он.

"Отношения с Россией - тоже часть этого плана, Пхеньяну надо показать, что РФ тоже его поддерживает. Москва, кстати, уже заявляла, что поддерживает не только встречу с Трампом, но и, по большому счету, позицию Северной Кореи. Для России это тоже выгодно, потому что Россия тоже считает, что должна быть достигнута договоренность, что КНДР должна отказаться от ядерного оружия, а вопрос, на каких условиях Пхеньян сойдется с Вашингтоном, нас уже не интересует", - заключил Александр Лукин.

Источник: "Вестник Кавказа"

Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. Итоги XIX съезда Коммунистической партии Китая и результаты президентских выборов в России

Период 2017–2018 гг. знаменует начало нового политического цикла в развитии РФ и КНР, отправными точками которого стали ХIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшийся в октябре 2017 г., и победа В. Путина на президентских выборах в России 18 марта 2018 г. Съезд китайской компартии определил приоритеты дальнейших реформ, внес изменения в Устав КПК, а последовавшая в марте 2018 г. сессия Всекитайского собрания народных представителей определила новую структуру государственных органов.

Президентские выборы в России также стали подведением итогов предыдущего политического цикла. Им предшествовала напряженная экспертная работа, в ходе которой власти и общественности были представлены разные сценарии развития страны в течение нового президентского срока (2018–2024 гг.). Программным документом на ближайшие шесть лет стало Послание Президента Федеральному Собранию, с которым В. Путин выступил 1 марта 2018 г.

В какой степени внутренние политические циклы в России и Китае синхронизированы, и насколько они связаны не только с внутриполитическим контекстом, но и с перспективами российско-китайского сотрудничества? Они оказывают влияние на двусторонние отношения, что определяется тремя обстоятельствами:

1) ролью, которую отводят себе Россия и Китай в реформировании современного международного порядка и общностью их подходов к ключевым проблемам глобальной безопасности;

2) сохраняющейся заинтересованностью двух стран в развитии торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества;

3) растущим сходством политической повестки реформ.

Выводы и рекомендации

Реальные возможности для сотрудничества двух стран

1. Китай и Россия уже достигли политического консенсуса по сопряжению Инициативы Пояса и Пути и ЕАЭС. Китай и Евразийский экономический союз завершили переговоры по существу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Государства – члены ЕАЭС принимают активное участие в строительстве «Одного пояса – одного пути». В китайско-российском транспортно-коммуникационном деловом взаимодействии уже достигнуты результаты. Таким образом, общие усилия двух стран по сопряжению в рамках Инициативы Пояса и Пути имеют благоприятные перспективы.

2. Сохраняются умеренно высокие темпы роста китайской экономики, продолжается процесс ее структурного реформирования, что создает благоприятные условия для развития торгово-экономического сотрудничества с Россией. Ожидается, что Китай и Россия и в дальнейшем будут расширять двустороннюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, оказывая поддержку новым направлениям.

3. Российская экономика находится на стадии восстановления. В. Путин выделил содействие экономическому росту России и развитие инновационной экономики в качестве приоритетных направлений внутренней политики в ходе четвертого президентского срока. Экономическая и политическая ситуация в России будет способствовать прогрессу китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Ожидается, что российское правительство будет развивать транспортно-инфраструктурное строительство, включая развитие трансевразийской транспортной магистрали с тем, чтобы повысить масштабы международных перевозок через территорию РФ, что также будет оказывать позитивное влияние на китайско-российские контакты в области логистики и торговли.

4. Две страны намерены усиливать китайско-российские экономические связи. Путем активной политической координации и упорядочения торгового режима Пекин и Москва стремятся стимулировать упрощение торговых и инвестиционных процедур, создавая позитивные тенденции в развитии торгово- экономических отношений между Россией и Китаем в новую эпоху. Постепенная либерализация китайско-российской торговли и инвестиций будет играть возрастающую роль в двустороннем экономическом сотрудничестве.

5. Растет потребность Китая в энергоресурсах, в особенности в импорте природного газа, одновременно доля России в поставках газа на европейский рынок сокращается, что создает условия для укрепления китайско- российского сотрудничества в этой сфере. Строятся новые газопроводы, и расширяются объемы поставок по уже действующим газопроводам между Китаем и Россией. Развитие партнерства двух стран в области энергоресурсов на всех уровнях будет и в дальнейшем укреплять стратегическое китайско-российское сотрудничество в этой сфере.

Конкретные предложения

1. Поддерживать практику взаимных визитов и двустороннего диалога, устранять недопонимание и укреплять стратегическое доверие между двумя странами;

 

2. Усиливать контакты между аналитическими центрами, научными кругами и соответствующими ведомствами Китая и России. СМИ двух стран должны объективно освещать договоренности, достигнутые между сторонами в ходе контактов в разных сферах, а также способствовать предупреждению недопониманий и развитию общественной поддержки сотрудничества по сопряжению Инициативы Пояса и Пути с ЕАЭС;

3. Повысить роль рыночного регулирования в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве. Необходимо укреплять регулирующую роль рыночных механизмов, содействовать развитию сотрудничества в сфере производственных мощностей, высоких технологий, в сфере услуг и в иных областях, расширять масштабы и повышать качество торгово-экономического партнерства;

4. Совместно способствовать практическому развитию многостороннего партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества в сфере безопасности и в торгово-экономической области в целях усиления сплоченности ШОС и роста ее влияния;

5. Усилить стратегическое взаимодействие в целях поддержания стратегической стабильности в глобальном масштабе и в Азиатско- Тихоокеанском регионе и в Азии, а также для оказания противодействия «экспорту демократии » США. С учетом негативного влияния американского фактора на сотрудничество Китая и России в финансово-инвестиционной сфере две страны должны рационально реагировать и искать подходящие пути сотрудничества;

6. Уделить приоритетное внимание в рамках сопряжения Инициативы Пояса и Пути с ЕЭАС не «дорожной карте», а проектному взаимодействию, в том числе по намеченным к реализации совместным проектам в рамках соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС;

7. Повышать удельный вес машинно-технической продукции и продукции высоких технологий в китайско-российской торговле, оптимизировать структуру торговли;

8. Совместно расширять открытость рынков двух стран, расширять торговлю продукцией сельского хозяйства и обмен услугами;

9. Развивать сотрудничество в области таможенного регулирования, логистики, содействовать трансграничной электронной торговле;

10. Развивать сотрудничество в нефтяной, газовой, угольной отраслях, электроэнергетике и атомной энергетике;

11. Содействовать осуществлению масштабных проектов в авиационной и космической областях;

12. Развивать китайско-российское военно-техническое сотрудничество.

Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. Итоги XIX съезда КПК и результаты президентских выборов в России, 939 Кб.

Источник: РСМД

«Управляемая напряжённость»: что стоит за манёврами кораблей ВМС США у спорных островов в Южно-Китайском море

Как заявил в разговоре с RT директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин, напряжённость в Южно-Китайском море на руку Соединённым Штатам. По его словам, «США выгоден этот конфликт, поскольку другие региональные государства, недовольные политикой КНР, ищут у них поддержки. Например, Вьетнам, который раньше был врагом США, а теперь их большой друг. Кроме того, складывается антикитайская коалиция с участием Соединённых Штатов, Японии, Индии и Австралии. Пока ещё не союз, но диалоговый формат», — сказал он. Эксперт подчеркнул отсутствие у Америки прямой заинтересованности в контролировании Южно-Китайского моря, несмотря на то, что там проходят различные торговые маршруты, в том числе нефтяные. «Они просто поддержат позицию других государств, особенно если Китай захочет установить собственные правила», — добавил собеседник RT.

Источник: Russia Today

Укреплять экономические отношения со странами ШОС необходимо Казахстану

В свою очередь директор центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России Александр Лукин рассказал, что в текущем году официальное участие в форуме ШОС примут страны Индии и Пакистана, что может существенно изменить и улучшить работу членов делегации ШОС.

"Мы всегда собираемся перед саммитом на экспертный форум для того, чтобы внести какие-то предложения на очередное заседание Совета глав государств. В этот раз на саммите самое интересное больше то, что в первый раз участвуют в качестве официальных членов Индия и Пакистан. У нас тоже представители Индии и Пакистана первый раз, приезжали ранее в индивидуальном качестве, но сейчас первый раз официальной делегацией. Поэтому надо вообще обсудить, в какую сторону будет двигаться ШОС после того, как в него вступили такие крупные азиатские государства. Раньше говорили некоторые, что это в основном организации, которые доминируются Китаем и Россией. Сейчас, после вступления Индии, так уже не скажешь. Казахстан тоже активно участвует в работе ШОС и вообще во всех процессах Евразийского сотрудничества. Поэтому будем думать о том, в какую сторону двигаться. Трудно сказать, что решат главы государств, но я думаю, что нужно усиливать экономическое сотрудничество. Мы давно про это говорим, но пока в этом вопросе особого движения нет. Я знаю, что некоторые страны, например, Казахстан, Китай активно выступают именно за усиление экономического сотрудничества", - заявил Александр Лукин.

Источник: bnews.kz

Ким Чен Ына заставят заслужить американское доверие

Однако российский эксперт по Китаю, старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Игорь Денисов не считает такие опасения обоснованными. «Самым нежелательным вариантом для Пекина действительно было бы остаться в стороне от урегулирования ситуации на Корейском полуострове, поскольку это непосредственно скажется и на престиже Китая, и на китайских интересах в сфере безопасности,— сказал он в беседе с “Ъ”.— Однако пока такой вариант даже гипотетически не просматривается — в поддержке Пекина активно заинтересованы и в Вашингтоне, и в Сеуле. Кроме того, дипломатической победой Китая стала организация саммита Си Цзиньпина и Ким Чен Ына до встречи с Трампом».

По словам господина Денисова, «в Пекине не очень верят в одностороннюю сделку и видят пределы компромисса, на который сегодня может пойти Ким Чен Ын». «Скорее всего, компромисс будет состоять в легализации северокорейского режима, соответственно в снижении военной активности США и их союзников, нацеленной на КНДР. Возможно смягчение или даже отмена санкций в обмен на отказ Пхеньяна от испытаний ракетно-ядерного оружия при фактическом сохранении ядерного статуса,— предположил российский эксперт.— О полной денуклеаризации вряд ли можно говорить в обозримой перспективе, однако вероятно достижение некоего промежуточного варианта, который устроит всех. При этом каждая из сторон будет считать эти договоренности своей победой».

Источник: "Коммерсантъ"

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.