Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

«Саргсян торгуется с Россией»

Серж Саргсян, судя по всему, решил поторговаться с Россией по поводу своего предполагаемого соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС.

Так, во всяком случае, полагает научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО МИД России Ахмет Ярлыкапов.

«Мне кажется, надо принять во внимание, что Армения уже в ЕАЭС. И от этого никуда не деться. Соответственно, любые соглашения с ЕС должны будут учитывать этот факт, и сильно качнуться в сторону Запада в общем-то у нее может и не получиться.

Обычно сам торг бывает скрыт от обычных наблюдателей, и сейчас он зависит от того, чего хотят в Ереване. Но если торговаться начнут очень уж рьяно, перейдут определенные рамки, то могут последовать и какие- то демонстративные шаги в сторону Баку. Но в целом все же сбалансированный подход, скорее всего, сохранится», - сказал Ярлыкапов haqqin.az.

Источник: haqqin.az

 

На каком уровне в ИГ берут ответственность за нападение 19-летнего дагестанца в Сургуте?

Своими мнениями с порталом On Kavkaz делятся Орхан Джемаль, журналист и Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО.

Что это за версия о причастности ИГ к нападению жителя Сургута с ножом на горожан? Не кажется ли она вам странной? К какой версии вы сами больше склоняетесь?

Орхан Джемаль

Версия кажется странной, но с другой стороны, она не настолько странная, чтобы не быть возможной. Если это происходит в Германии, Франции, Британии, почему это не может происходить в Сургуте?

Ахмет Ярлыкапов

Эта версия основана на признании, опубликованном медиаструктурами ИГ, где оно четко берет на себя ответственность за содеянное.  Необходимо принимать во внимание все версии. К сожалению, версия о причастности ИГ не может быть отвергнута.

Не секрет, что в России действуют ячейки ИГ, есть сеть вербовщиков. Эксперты не раз предупреждали, что при необходимости эта сеть может превратиться в террористическую. Поэтому озвученная версия допустима.

От кого исходят заявления о том, что ИГ берет ответственность за то или иное нападение в разных уголках мира? Этот источник находится внутри ИГ? По какой схеме происходит распространение подобных заявлений и на каком уровне они готовятся?

Орхан Джемаль

Как правило, тот, кто собирается совершить теракт, записывает ролик с сообщением, где также объявляет себя сторонником организации, от которой действует. Затем это видеообращение отсылается в Ракку. И после совершения террористических атак ролик публикуется. Это одна из возможных схем.

ИГ достаточно разрекламированная структура. Усмотрев в этом теракт, первое, что придет на ум любому обывателю, соотнести это с ИГ. К примеру, некоторые чеченские боевики типа Салмана Радуева брали на себя лишнее, отвечали за то, чего не совершали.

Такие подозрения были и относительно ИГ. Но опыт показывает, что далеко не все резонансные теракты, которые бы с удовольствием на них повесили, они берут на себя. В то же время от других не отказываются. В этом смысле определенная честность со стороны ИГ была.

Ахмет Ярлыкапов

Они официально берут ответственность через несколько собственных медиаструктур. В частности, через агентство «Амак». Вещают на английском и арабском языках, могут и на русском. Потому что русский язык сильно распространен в медиаструктурах ИГ. 

Через агентство «Амак» ИГ взяло ответственность за происшествие в районе Балашихи, когда напали на полицейских. В данном случае такое же заявление было сделано через агентство «Амак».

Это могут быть люди, которые действуют от имени ИГ, но это не означает, что они были связаны с ним. Количество таких людей растет. Поэтому эти террористические атаки с виду такие примитивные, нападение с ножами, наезды на автомобилях.

Они не требуют серьезных ресурсов. Это то, что могут сделать так называемые одинокие волки или те, кто хочет быть с ИГ. Потому что финансов все меньше, дела на Ближнем Востоке идут плохо, и подобные атаки носят непредсказуемый характер.

Российские власти всячески открещивались от того, что нападение в Сургуте - это теракт. Но после заявления от имени ИГ, стоит ли ожидать в Сургуте начала силового давления на многочисленную мусульманскую общину? К какому сценарию им готовиться?

Орхан Джемаль

Я ожидал, что это случится в Сургуте или Ханты-Мансийске, потому что оттуда постоянно приходила информация об очередном беспределе. Такая атмосфера является очень удобным пространством для вызревания радикальных идей. Да, возможно, на мусульман усилят давление. В ответ будет еще один теракт и т.д. Это может продолжаться до бесконечности.

Ахмет Ярлыкапов

Следует принять во внимание все аспекты. Так называемое ИГ часто берет на себя ответственность за любое происшествие. В этом случае надо удостовериться, что было именно так.

Нефтеносный и газоносный регион России является один из приоритетных для ИГ, оно развернуло там свою деятельность. Российские силовые структуры давно об этом знали, наверняка, меры по противодействию предпринимались.

Не ожидаю серьезного давления на мусульманскую общину. Возможно, какая-то работа будет проводиться, это может сопровождаться арестами, не более. Мусульманская община в этом регионе достаточно открытая и я не думаю, что у российских силовиков есть проблемы с ней. 

Источник: On Kavkaz

 

«НАТО и Россия выжигают Сирию белым фосфором»

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов:

— Доверять или нет подобным сообщениям — выбор у каждого свой, пока не проведено расследование и факт бомбардировки фосфорными бомбами официально не доказан. Понятно, что во время боевых действий любые расследования затруднены. Понятно, что в такой запутанной ситуации со множеством воюющих друг с другом группировок, с ввязавшимися в борьбу США и Россией, удар мог нанести кто угодно. И использовать уже факт бомбардировки в информационной борьбе.

А в целом, к сожалению, в войне случается слишком много ошибок и гибнут в результате ошибок огромное количество мирных жителей. Вспомним, как те же США бомбили мирные цели не только в Афганистане, но и непосредственно на территории своего союзника Пакистана.

Источник: "Свободная пресса"

Terrorism in the North Caucasus

Terrorism in the North Caucasus is not only a serious challenge for the safety of Russia, but is also in danger of spreading beyond the boundaries of the Caucasus to most countries in the region. Having arisen in this region, terrorism has become almost immediately an all-Russia phenomenon. Terrorists have reached the country’s core, its capital, thereby demonstrating how vulnerable it is. Nevertheless, it is the North Caucasus that has taken the greatest blows from terrorists, who have chosen this area to establish their operating units. Therefore, the geographical emphasis of this article – the North Caucasus – serves to illustrate the evolution of the article’s actual focus: religiously motivated terrorism. Strange as it may seem, the number of reports and articles regarding the North Caucasus is rather limited, notwithstanding the present importance of the issue and its ‘over exposure’.

Читать дальше:

Кавказоведы констатировали усиление боевиков на фоне формирования Нацгвардии

"Обе стороны могут быть заинтересованы в обострении ситуации"

В свою очередь старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов предположил, что спецоперации в Чечне, Ингушетии и Дагестане "могли являться пиар-акцией Нацгвардии. Однако не исключена и "возможная активизация самого вооруженного подполья", считает эксперт.

"В ситуации с прошедшими спецоперациями возможен взаимный интерес сторон, с точки зрения отчетов. Ведь боевикам тоже важно отчитаться о своих действиях, от этого сильно зависит их финансирование. А оно, как правило, привязано к осени", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.

Комментируя обстрел наряда ДПС в Кабардино-Балкарии, он напомнил про убийство в ходе спецоперации в Санкт-Петербурге одного из лидеров боевиков Северного Кавказа Залима Шебзухова.

"В августе силовики отчитались об уничтожении Шебзухова, который оставался последней видной фигурой "Имарата Кавказ" (организация признана террористической, ее деятельность в России запрещена по решению суда. — Прим. "Кавказского узла"). Убийство Шебзухова могло предоставить возможность для укрепления в Кабардино-Балкарии людям, связанным с признанным террористическим и запрещенным судом "Исламским государством", - привел свою точку зрения Ахмет Ярлыкапов.

"Наблюдается новая фаза борьбы с вооруженным подпольем"

При этом Ахмет Ярлыкапов обратил внимание на то, что "действия силовиков характерны для тех времен, когда методично уничтожался "Имарат Кавказ" (организация признана террористической, ее деятельность в России запрещена по решению суда. — Прим. "Кавказского узла").

Признанное террористическим и запрещенное в России судом "Исламское государство" на Северном Кавказе действует более тонко, чем лидеры "Имарата Кавказ", также считает Ахмет Ярлыкапов.

"В ИГ меньше знаковых, ярких фигур, которых можно точечно уничтожать, а после зачищать территорию после них. В случае с ИГ у силовиков все так гладко, как с "Имаратом Кавказ", не получится. Ведь сейчас нет структуры, которая бы помогала силовикам теснить ИГ. Тогда как "Имарат Кавказ" испытывал прессинг и со стороны ИГ, и со стороны силовиков ("Имарат Кавказ" и "Исламское государство" признаны террористическими организациями, их деятельность в России запрещена по решению суда. — Прим. "Кавказского узла")", - подчеркнул старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО.

Источник:  "Кавказский Узел"

Стыдные вопросы про хиджаб и паранджу

Зачем женщины носят мусульманскую одежду? Подавляет ли она их волю?

В конце августа высший суд Франции приостановил действие запрета на буркини — мусульманского купального костюма. Тем не менее, французские курортные города, которые и пытались ввести такой запрет, сопротивляются этому решению. Скандал вокруг буркини коснулся не только Франции — его активно обсуждают по всему миру; ключевой момент этой дискуссии связан с давней проблемой нетерпимости к мусульманской одежде в светских западных странах. По просьбе «Медузы» на стыдные вопросы о хиджабе и парандже, а также о сопутствующих предрассудках отвечает Ахмет Ярлыкапов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО. 

Что такое паранджа? И чем она отличается от хиджаба?

Паранджа — это исламский предмет одежды. «Классическая» (среднеазиатская) паранджа — это длинный халат с ложными рукавами, который скрывает все тело, оставляя открытым лишь лицо. Лицо, как правило, закрывают чачваном — плотной сеткой из конского волоса, которую можно поднимать и опускать.

На паранджу похожа бурка, но это другой вид мусульманской одежды. Бурка — это покрывало, которое закрывает тело с головой, для глаз в нем оставляют затянутую сеткой прорезь. Запрещенный во Франции мусульманский купальный костюм буркини к бурке не имеет отношения. Во-первых, буркини не закрывает лица женщины, а во-вторых, это костюм, а не покрывало; его задача — скрыть очертания тела купающейся женщины.

Из других видов женской мусульманской одежды распространена чадра — легкое покрывало, обычно темного цвета, закрывающее все тело женщины с головы до ног. Сама чадра не закрывает лицо, для этого может использоваться дополнительный кусок ткани или головная накидка никаб, прячущая волосы и лицо женщины и оставляющая лишь прорезь для глаз.

Многие разновидности мусульманских головных уборов в Европе называют хиджабом. Это неправильно, поскольку хиджаб — это любая женская одежда, соответствующая нормам шариата. Такая одежда должна закрывать все тело и волосы женщины; непокрытыми можно оставить лишь лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Это могут быть платок, кофта с длинными рукавами и юбка до пола.

Все ли мусульманки должны носить паранджу?

Нет. Верующие мусульманки должны носить при посторонних мужчинах хиджаб — одежду, закрывающую тело и волосы (кстати, костюм буркини обязателен на пляже, поскольку по сути это купальный вариант хиджаба). Есть страны, в которых носить хиджаб обязаны все женщины, причем независимо от вероисповедания, — такое требование существует в Иране и Саудовской Аравии. В светских странах такой обязанности у женщин нет: например, в Турции до недавнего времени женщинам даже было запрещено появляться в хиджабе в государственных учреждениях. Впрочем, сегодня Турция несколько ослабила этот запрет; теперь женщины могут появиться в хиджабе в государственном учебном заведении.

В Коране про хиджаб что-нибудь говорится?

Да. О том, как должны выглядеть верующие мусульманки, говорится в основном в двух аятах (то есть стихах) Корана. В одном из них (Сура 24 «Свет», аят 31) говорится, что женщины должны «опускать свои взоры», «не выставлять напоказ своих прикрас» и «прикрывать своими покрывалами вырез на груди». Там же сказано, что мусульманки не могут «показывать свою красу» никому, кроме родственников и немногочисленных приближенных, которых допускают в дом (например, слуг и детей).

Другой стих (Сура 33 «Сонмы», аят 59) также указывает верующим женщинам на необходимость «опускать на себя покрывала»: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».

Зачем женщины носят паранджу?

Это не всегда объясняется нормами ислама. Иногда требование носить одежду, полностью скрывающую женское тело, обусловлено скорее культурными особенностями. Паранджа связана с традицией женского затворничества, которое было распространено на Ближнем Востоке еще до зарождения ислама. Традиция подкреплялась местными морально-этическими нормами, неотъемлемой частью которых были принципы целомудрия и духовной чистоты. Затворничество было распространено в среде городских элит, причем следуя этой традиции жили и иудеи, и христиане, а сейчас так живут некоторые высшие касты индуистов.

С приходом ислама явление обрело религиозные обоснования и широко распространилось, выйдя за пределы высших слоев общества. Мусульманские нормы обеспечили дополнительную легитимацию паранджи и подобных видов женской одежды — несмотря на то, что требования закрывать лицо при посторонних мужчинах нет даже в строгих исламских нормах. «Превышение» исламских требований как раз свидетельствует о культурных корнях этой одежды.

Но ведь паранджа подавляет волю женщины?

Сложно сказать. С одной стороны, женские накидки, покрывающие тело, изолируют их от остального общества, это символ их затворничества. Носить паранджу или бурку обычно требуют сторонники самых консервативных форм ислама, которые считают, что роль женщины в обществе ограничивается заботами о семье. В таких сообществах женщин действительно могут принуждать к ношению паранджи или бурки, причем нередко инициатива исходит от старших женщин.

В некоторых странах появление женщины на улице без традиционной одежды может прямо угрожать ее жизни и здоровью — в такой ситуации сложно рассуждать о добровольном выборе.

С другой стороны, многие мусульманки добровольно носят этот предмет одежды, руководствуясь глубокими религиозными взглядами. Кроме того, в свое время паранджа считалась одеждой женщин из зажиточных семей, то есть была в каком-то смысле символом богатства и влияния.

Тем более нельзя дать однозначную оценку хиджабу. В современных западных странах в него облачаются не забитые бесправные женщины, но, как правило, гражданки этих государств. Они подчеркивают, что носят хиджаб, потому что сами этого хотят. Для таких мусульманок хиджаб — это способ их самоидентификации и символ их свободы, в том числе и той самой свободы выбора, за которую выступают защитники прав женщин на Западе.

Есть ли в исламских странах движение против паранджи и другой подобной одежды?

Да, есть. Например, в Иране в социальных сетях набирает силу движение My Stealthy Freedom («Моя тайная свобода»), инициатором которого стала живущая в Лондоне иранка Масих Алинеджад. Сторонницы этого движения выступают против обязательного ношения хиджаба и публикуют в интернете свои фотографии с непокрытой головой, в современной одежде и с макияжем. Судя по официальному сайту движения, число его сторонников составляет уже больше миллиона человек. В соцсетях также популярно движение иранских мужчин, которые надевают хиджабы в знак поддержки своих жен.

Почему во Франции запретили паранджу?

Это не совсем правда. Во Франции не запретили паранджу — в стране действует запрет на появление в ней и другой религиозной одежде в государственных учреждениях. То есть правильнее говорить об ограничении на ношение некоторых видов одежды в отдельных местах — в том пространстве, которое светское государство считает «своим». Кроме того, из соображений безопасности во Франции запретили появляться в общественных местах в одеждах, скрывающих лицо и фигуру. Насколько можно судить, дискуссии идут именно по поводу того, как сочетать принцип светскости с правом на свободу вероисповедания и на свободу самовыражения.


Источник: «Медуза»

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.