Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Выгодный выбор: почему Армения предпочитает ЕАЭС Евросоюзу

Связи Армении и Евросоюза останутся на прежнем уровне, и причин для смены внешнеполитического курса у Еревана нет, а что касается экономики, то ЕАЭС для Армении более выгоден, чем ЕС. Такое мнение озвучил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев....
Армения связывает между собой Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Евросоюз. Об этом заявили президент республики Армен Саркисян и руководитель МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан.

"У Армении роль моста между ЕАЭС и ЕС, что открывает новые возможности для иностранных бизнесменов и инвесторов", - отметили стороны. Ле Дриан также заявил, что "в условиях современной международной ситуации Франция - всегда рядом с Арменией".

Армения является полноправным членом ЕАЭС, при этом республикой подписано расширенное партнерское соглашение с Евросоюзом.
Позиции останутся прежними

Нет такой страны, которую бы не называли мостом между чем-то и чем-то, говорит Николай Силаев.

"С тем же успехом мостом между Россией и Евросоюзом может быть, например, Белоруссия. Так что эта фраза относится к числу тех бессмысленных высказываний, которые произносят порой политики. Другой вопрос, что можно представить себе ситуацию, когда инвесторы из стран ЕС могут использовать территорию Армении для размещения производств, ориентированных на рынки ЕАЭС. Но в той же степени производство можно разместить в России и в Белоруссии. Тут все зависит от того, как те же власти Армении будут с инвесторами и как будут пытаться использовать свои преимущества от членства в ЕАЭС", - говорит эксперт.

Что касается подходов ЕС, то Армения всегда была страной, к которой Брюссель испытывал интерес, не зря Армения - одна из стран программы Восточного партнерства. И внешнеполитический курс Армении, предполагавший всегда комплиментарность, включал в себя связи с ЕС.

"Евросоюз был и остается одним из ключевых внешнеторговых партнеров Армении. И я не вижу оснований для того, что ЕС пересматривал свою позицию по Армении", - сказал Силаев.

В любом случае связи Еревана с Брюсселя не должны вызывать беспокойств в России, считает эксперт. "Учитывая ту репутацию, что есть у нового лидера Армении, он будет внимательно прислушиваться к оценкам своей деятельности в России. А то соглашение, которое было заключено между Арменией и ЕС, было максимумом того, что обе стороны могут достичь", - пояснил он.

Ереван не будет разрушать то, что достигнуто, в частности, в деле евразийской интеграции. Евразийская интеграция более экономически выгодна, ЕАЭС дает больше, чем ЕС.

"Да, разговоры о евроинтеграции в Армении среди определенных кругов будут продолжаться, потому что это модная тема. Но нынешний внешнеполитический курс жестко задан структурными условиями и именно они определяют интеграцию Еревана в Евразийский союз", - сказал Николай Силаев.

Источник: "Экономика сегодня"

Востоковеды назвали отрешение Евкурова от общины политическим актом

Постановление муфтията об отрешении Юнус-Бека Евкурова от мусульманской общины не имеет религиозного значения, это акция гражданского неповиновения в преддверии выборов главы Ингушетии, указали востоковеды Михаил Рощин и Ахмет Ярлыкапов. Это объявление Евкурову бойкота мусульманским обществом, заявил ингушский правозащитник Магомед Муцольгов.

Как писал "Кавказский узел", на встрече с участием имамов, тамадов и старейшин сел Ингушетии в Духовном центре мусульман Ингушетии 27 мая муфтият Ингушетии принял решение отрешить главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова от мусульманской общины. Этому решению предшествовало обвинение Евкурова в притеснении работников Духовного центра мусульман республики и имамов со стороны местных властей.

Противостояние Евкурова с муфтиятом Ингушетии длится не один год. В марте 2016 года Евкуров объявил о роспуске муфтията Ингушетии и его ликвидации как общественной организации, однако в сентябре 2017 года Минюст заключил мировое соглашение с муфтиятом Ингушетии в связи с устранением нарушений. 15 февраля Евкуров заявил, что проповеди будут контролироваться на предмет политизации при помощи камер видеонаблюдения, установленных в мечетях. Муфтият республики счел это решение попыткой не допустить критики в адрес чиновников и пригрозил Евкурову шариатским судом.

Решение, принятое муфтиятом Ингушетии в отношении Евкурова, является беспрецедентным, указал руководитель ингушской правозащитной организации "Машр", автор блога на "Кавказском узле" Магомед Муцольгов.

«Это исторический факт. Решение на уровне главы республики принимается впервые, это очень серьезно. Евкуров стал в мусульманском обществе Ингушетии персоной нон-грата, общество объявило [ему] бойкот. Отлучение означает, что мусульмане Ингушетии – имамы и тамады - больше не будут иметь общих дел с Евкуровым. К нему не придут на похороны или свадьбу, не позовут в гости», - рассказал правозащитник корреспонденту "Кавказского узла".

Решение об отлучении от общины может быть пересмотрено, отметил Муцольгов. «Человек может покаяться, выполнить те обязательства, которые на него возложили», - сказал он.

В отличие от христианства, ислам не подразумевает отрешения от церкви, поэтому заявление муфтията Ингушетии с религиозной точки зрения ничего не означает, заявил старший научный сотрудник Центра изучения проблем Кавказа ИМИ МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

«Есть понятие «вероотступника» [в исламе], но отрешения от церкви нет. Это самодеятельность ДУМа, которая является результатом длительного взаимодействия российского государства с мусульманами после создания духовных управлений. Очевидно, что и Евкуров вошел в раж, и муфтият, но решение последнего вызывает лишь недоумение», - сказал Ярлыкапов.

В случае признания человека муртадом мусульмане имеют право наказать его самым жестоким способом – убить, но Евкурова это не касается, в отношении него такое решение не принималось, отметил Ярлыкапов.

«Очевидно, это политическое решение. Скорее всего, это политический акт перед выборами главы Ингушетии. Очевидно, что действия муфтията направлены против главы республики, который в свою очередь пытается ограничить действия ДУМа как структуры. Отречение преподносится обществу как антиисламский шаг, но это борьба главы республики с влиятельной структурой. Евкуров захотел контроля над муфтиятом, а тот не хочет быть контролируемым», - пояснил востоковед.

Источник: "Кавказский Узел"

 

Иордания хочет с РФ развивать у себя атомную энергетику

Подписание соглашения о развитии проекта сооружения в Иордании энергетического ядерного реактора малой мощности по российскому проекту говорит о том, что Иордания заинтересована в России как в партнере по созданию у себя атомной энергетики, считает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев.

Ранее Комиссия по атомной энергии Иордании и входящая в Росатом компания "Русатом Оверсиз" подписали соглашение о развитии проекта сооружения в Иордании малого модульного реактора (ММР) российского дизайна. Сообщалось, что при этом Иордания останавливает проект по строительству у себя с участием России большой АЭС общей электрической мощностью 2 тысячи МВт. Причиной названы высокая стоимость проекта АЭС для экономики Иордании и целесообразность строительства атомного блока малой (порядка 200 МВт) мощности для энергетики страны.

"Подписание соглашения о развитии проекта сооружения в Иордании малого модульного реактора по российскому проекту свидетельствует о том, что Иордания заинтересована в России как в партнере по созданию новой для себя отрасли атомной энергетики, доверяет российским ядерным технологиям и ценит уникальный опыт российских атомщиков", — сказал Гусев РИА Новости.

"Смещение фокуса в сторону малых модульных реакторов связано с финансовой ситуацией в Иорданском Королевстве, но это отнюдь не исключает продолжения диалога по строительству более мощной атомной станции в будущем. Благодаря тому, что Росатом обладает широкими компетенциями в строительстве реакторов разной мощности, иорданская сторона остается приверженной продолжению сотрудничества с Россией", — добавил эксперт.

Источник: РИА "Новости"

«Управляемая напряжённость»: что стоит за манёврами кораблей ВМС США у спорных островов в Южно-Китайском море

Как заявил в разговоре с RT директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин, напряжённость в Южно-Китайском море на руку Соединённым Штатам. По его словам, «США выгоден этот конфликт, поскольку другие региональные государства, недовольные политикой КНР, ищут у них поддержки. Например, Вьетнам, который раньше был врагом США, а теперь их большой друг. Кроме того, складывается антикитайская коалиция с участием Соединённых Штатов, Японии, Индии и Австралии. Пока ещё не союз, но диалоговый формат», — сказал он. Эксперт подчеркнул отсутствие у Америки прямой заинтересованности в контролировании Южно-Китайского моря, несмотря на то, что там проходят различные торговые маршруты, в том числе нефтяные. «Они просто поддержат позицию других государств, особенно если Китай захочет установить собственные правила», — добавил собеседник RT.

Источник: Russia Today

Первая республика определила современную идентичность Грузии

Опыт и идеология первой республики являются базисом современной Грузии, указал старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа ИМИ МГИМО Вадим Муханов. "В Конституции Грузии говорится о том, что в начале 1990 года Грузия восстановила государственность Грузинской Демократической республики. Более того, новая Конституция базируется на Конституции первой республики. Грузия и Азербайджан, в отличие от Армении, четко декларируют, что восстановили независимость, утерянную в 1920-е годы. Мы можем сделать вывод, что идеология и Конституция Грузинской Демократической республики перешли современной Грузии по наследству", - сказал Муханов корреспонденту "Кавказского узла". 

И законодательные акты, и персоналии первой республики имеют для современной Грузии большое значение, в том числе и пропагандистское, отметил историк.

"Главные иконы той Грузии, Ной Жордания и Ной Рамишвили, находятся в пантеоне героев современной Грузии. Также идеология и лозунги того времени во многом реанимированы и используются современными грузинскими политиками", - подчеркнул Вадим Муханов.
Акт о независимости Грузии от 26 мая 1918 года был и остается главным и основополагающим документом для грузинского государства. "Он был первым официальным документом Грузии, которая 26 мая объявила о независимости в бывшем тифлисском дворце царского наместника на Кавказе. На базе этого акта создавались все остальные документы, изданные впоследствии. Например, Конституция Грузии 1921 года была основана на Акте о независимости, который всегда был и будет в памяти Грузии", - пояснил Муханов.

Важное значение имеют также соглашения, которые независимая Грузия заключала с другими государствами в начале XX века.

"Например соглашение с Германией 1918 года и документы, подписанные со странами Антанты. Документы, подписанные на основе Акта о независимости, грузинская делегация во главе с Николаем Чхеидзе и Ираклием Церетели представила на Парижской мирной конференции. Они также привезли с собой политическую карту Грузии, которая охватывала ряд армянских и азербайджанских территорий. Территориальные претензии Грузии закончились тем, что в конце 1918 года, то есть через полгода после объявления независимости, случилась армяно-грузинская война - очень острый территориальный конфликт между Арменией и Грузией", - указал историк.

"Грузия считала, что ее границы должны базироваться на старых губернских границах. Армянские политики того времени считали, что границы должны быть распределены по этническому принципу. То есть можно сказать, что определенные документы сыграли негативную роль и стали причиной конфликта Грузии с соседями", - пояснил Муханов.

Предпосылки падения Грузинской Демократической республики

В научной среде России и Грузии существуют противоречия относительно оценок периода независимости грузинского государства.

"В Грузии оценки очень позитивные, оптимистичные, без какой-либо критики первого государства. Для современной грузинской элиты период независимости - крайне важен и актуален. В России к этому периоду относятся скептически, так как для России были важны развал империи, гражданская война, создание нового государства и советизация Кавказа. Для Москвы более важен процесс советизации, то есть фактически обратного силового привлечения Закавказья в свою орбиту интересов", - отметил Вадим Муханов.

Заключение Московского договора создало определенные предпосылки для планируемой Россией силовой советизации Грузии - одним из его условий была легализация партии большевиков в Грузии, и меньшевистское правительство Жордании было вынуждено пойти на этот шаг.

"В мае 1920 года был подписан Московский договор между Советской Россией и Грузией. Ной Жордания отправил Григора Урутадзе в Москву заключать договор. По одному из условий, что было секретной статьей договора, грузинская сторона согласилась на легализацию коммунистической партии на своей территории. С середины 1920 года на территории Грузии действовала Коммунистическая партия - она была не очень большой по численности, но имела очень хорошее финансирование. Грузинская компартия сыграла роль в советизации Грузии, но огромной поддержки среди населения она не имела, поэтому логичным исходом была силовая советизация Грузии", - подчеркнул Вадим Муханов.

Историк отметил, что соблюдать условия Московского договора ни Россия, ни Грузия не планировали с самого начала.

"Это был договор, который и в Москве, и в Тифлисе считали пустой бумажкой. В 1920 году ни Советская Россия, ни Грузия никем не были признаны как государства, поэтому это был договор между двумя политическими силами, которые имели определенную военно-политическую власть на территории бывшей империи. Московский договор не выполнялся ни той, ни другой стороной и привел к советско-грузинской войне 1921 года", - рассказал Муханов.

Обе стороны рассматривали Московский договор только как возможность "передышки", хотя Жордания стремился использовать его в ходе переговоров с правительствами европейских стран, пояснил историк.

"При этом Московский договор был важен для Тифлиса, потому что именно в этот период грузинская делегация находилась в Европе. Им надо было показать, что их постепенно начинают признавать, - тем более, что европейские политики ставили условие, что Грузию в первую очередь должна признать российская сторона. Ной Жордания был заинтересован иметь на руках договор, который можно показать Европе, что и делали грузинские политики во второй половине 1920 года", - рассказал Муханов.

Источник: "Кавказский узел"

 

 

 

 



Наличие уникальных компетенций в сфере высоких технологий востребовано при любой политической конъюнктуре

Леонид Гусев, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО:

Сотрудничество наших стран в атомной сфере началось еще при СССР: в 1971 году АО «Техснабэкспорт» и Комиссариат по атомной энергии Франции подписали контракт, по которому советская сторона оказывала французской стороне услуги по обогащению урана. Затем в 1994 году началось изготовление ядерного топлива на отечественным мощностях в сотрудничестве с компанией AREVA, которое затем поставлялось на европейские атомные станции. Нынешний контракт о таких поставках действует до 2030 года.

Россия и Франция взаимодействуют по таким направлениям, как разработки реакторов нового поколения, в частности, Франции интересен уникальный опыт Росатома по созданию и эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах (БН-600 и БН-800 на Белоярской АЭС в Свердловской области). У Росатома и EDF есть успешный опыт совместной работы в третьих странах: российско-французский консорциум провел обоснование возможности продления эксплуатации пятого блока АЭС «Козлодуй» в Болгарии. Более десяти лет в Санкт-Петербурге работает СП с Alstom по производству оборудования для машзала АЭС.

Росатом сейчас активно предлагает на мировом рынке свои услуги по модернизации АЭС, и поэтому ему весьма интересна программа «большого ремонта» действующих атомных станций Франции.

И это только некоторые направления партнерства российских и французских компаний в атомной сфере, демонстрирующие, что наличие уникальных компетенций в сфере высоких технологий востребовано при любой политической конъюнктуре.

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.