Главное

Международная аналитика

 

Международная аналитика - 2016. Выпуск 4

 

Пока Таджикистан не может развиваться без внешних спонсоров

Без финансовой поддержки международных организаций Таджикистан пока не может самостоятельно развиваться, считает директор Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрей Казанцев.

Правительство Таджикистана в течение ближайших трех лет планирует направить из государственного бюджета около 70 миллиардов сомони (7,7 миллиарда долларов) на реализацию "Программы среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016-2020 годы".

По мнению директора Аналитического центра МГИМО, доктор политических наук Андрея Казанцева, чтобы рассуждать об экономическом развитии страны, нужно понимать ее нынешнее положение.

"В Таджикистане очень серьезные экономические проблемы. Страна никак до сих пор не оправится от гражданской войны, которая давно закончилась", — пояснил Казанцев Sputnik Таджикистан.

По его словам, нужно относиться с достаточной долей скепсиса к планам правительства Таджикистана.

"У Таджикистана для этого нет внутренних средств. Основные средства поступают либо путем получения займов у различных международных организаций, либо путем привлечения инвестиций, прежде всего китайских, либо средств от трудовой миграции. Существенную долю ВВП Таджикистана составляют перечисления трудовых мигрантов из России", — пояснил он.

Безусловно, поступления в бюджет Таджикистана также идут за счет продажи хлопка и алюминия.

"Но больших объемов свободных денежных средств они не дают, к сожалению, без зарубежной помощи. Поэтому надо понимать, что на данном этапе основную роль в развитии Таджикистана могут сыграть только внешние спонсоры. Сотрудничество с Узбекистаном тоже может быть очень серьезным подспорьем в развитии таджикской экономики", — подытожил эксперт, добавив, что потепление отношений между соседями может придать новый импульс строительству Рогунской ГЭС, что также станет положительным фактором в развитии экономики Таджикистана.

Источник: Sputnik

Сепаратисты Нагорного Карабаха не полностью подчиняются Еревану

«Политика России в вопросе разрешения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта неизменна: она будет всемерно содействовать примирению сторон с ясным пониманием того, что ни один посредник не сможет пройти этот путь за них». 

Об этом заявил в беседе с Media.Az старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Николай Силаев.

По его словам, приход к власти в Армении нового премьер-министра Никола Пашиняна не изменит политику России. 

«Он может изменить подход Армении к переговорному процессу по Карабаху, и некоторые признаки этого уже видны. Например, Пашинян заявил, что к переговорам нужно привлечь сепаратистский режим оккупированного Нагорного Карабаха. 

На мой взгляд, позиции Еревана и «Степанакерта» (Ханкенди – Авт.) не всегда и не во всем тождественны. Когда Ереван представляет также и позицию «Степанакерта» на переговорах, это делает их менее гибкими, чем это возможно. К тому же неверно было бы говорить, что «Степанакерт» несамостоятелен и полностью подчиняется Еревану: у него есть собственные ресурсы и собственные подходы. Наконец, «Степанакерт» когда-то вывели из переговорного процесса, потому что Армению возглавляли карабахцы. Пашинян, в отличие от Кочаряна и Саргсяна - не из Карабаха. На мой взгляд, стоит исходить из этих соображений», - пояснил он.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО отметил, что для России важен любой шаг сторон к примирению.

Отвечая на вопрос о том, что Пашиняна считают антироссийским, Силаев сказал, что Россия и Армения в силу структурных причин являются союзниками. 

«После прихода к власти Пашинян очень аккуратно высказывается о России и отношениях с ней. Он добивается того, чтобы в Москве ему поверили. При этом, официальная Москва соблюдает баланс в отношениях с Арменией и Азербайджаном. Это необходимо для эффективной посреднической миссии», - сказал он.

Источник: Media.az

Протесты в Грузии вряд ли приведут к смене руководства

Протесты в Грузии вряд ли приведут к отставке правительства или главы государства – для этого не хватает масштабности и активного участия оппозиционных представителей, заявил РИА Новости старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО МИД России Вадим Муханов.

У здания парламента в Тбилиси проходит акция протеста в связи с нашумевшим делом об убийстве школьников.

По словам Муханова, при случае руководство Грузии принимает компромиссные решения. "Мне кажется, что, скорее всего, кто-то будет заменен. Произойдет смена отдельных людей. Пока говорить о том, что созданы все предпосылки для резкой смены политического расклада и для отставки правительства в Грузии, я бы не стал", — сказал Муханов.

По его словам, "пока говорить о том, что это широкомасштабное движение, которое охватило различные части Грузии".

"Говорить о том, что кто-то из крупных оппозиционных политиков участвует активно в этих процессах, я тоже не могу пока", — добавил он.


По его мнению, если сравнивать протесты в Грузии с недавней ситуацией в Армении, то самое главное, что бросается в глаза – это различие в поводах для недовольства. "Такой же масштабности и заточенности, как в Армении, ожидать в Грузии не приходится. На фоне богатой грузинской предыстории сейчас не тот повод, чтобы прогнозировать масштабные по всей республике акции протеста, которые могли бы к чему-либо привести", — указал политолог.

"В Армении было массовое протестное движение против решения Сержа Саргсяна. Здесь параллели с Арменией не очень уместны", — заключил Муханов.

Источник: РИА "Новости"

Москва и Пхеньян: первый контакт

Как напомнил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Александр Лукин, между Россией и Северной Кореей уже существуют двусторонние отношения, в том числе и торговые, хотя общий объем торговли невелик. Визит же Лаврова в Пхеньян, по его словам, связан с вопросами санкций и возможной встречи президента США Дональда Трампа с Ким Чен Ыном, точнее, позиции России относительно этой встречи.

"Известно, что Ким Чен Ын проводит довольно хитрую политику. С одной стороны, он объявил о готовности отказаться от ядерного оружия, а с другой стороны он поставил американского президента в довольно безвыходное положение, поскольку Трамп пытался отказаться от встречи, но, судя по всему, не смог, потому что он, вероятно, понял, что с него потребуют слишком многого. Он же хотел, чтобы КНДР отказалась от оружия бесплатно, за всякие бессмысленные обещания, гарантии безопасности и так далее", - пояснил эксперт.

Директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО отметил, что часть плана Ким Чен Ына заключается в обеспечении содействия других государств. "Он сам съездил в Китай, он неожиданно начал дружбу с Южной Кореей, чтобы в случае чего сказать, что весь мир на все согласился, а договоренность сорвал именно Трамп. И эта стратегия уже действует. Поэтому президенту США уже некуда деваться, ему надо договариваться", - уточнил он.

"Отношения с Россией - тоже часть этого плана, Пхеньяну надо показать, что РФ тоже его поддерживает. Москва, кстати, уже заявляла, что поддерживает не только встречу с Трампом, но и, по большому счету, позицию Северной Кореи. Для России это тоже выгодно, потому что Россия тоже считает, что должна быть достигнута договоренность, что КНДР должна отказаться от ядерного оружия, а вопрос, на каких условиях Пхеньян сойдется с Вашингтоном, нас уже не интересует", - заключил Александр Лукин.

Источник: "Вестник Кавказа"

Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. Итоги XIX съезда Коммунистической партии Китая и результаты президентских выборов в России

Период 2017–2018 гг. знаменует начало нового политического цикла в развитии РФ и КНР, отправными точками которого стали ХIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшийся в октябре 2017 г., и победа В. Путина на президентских выборах в России 18 марта 2018 г. Съезд китайской компартии определил приоритеты дальнейших реформ, внес изменения в Устав КПК, а последовавшая в марте 2018 г. сессия Всекитайского собрания народных представителей определила новую структуру государственных органов.

Президентские выборы в России также стали подведением итогов предыдущего политического цикла. Им предшествовала напряженная экспертная работа, в ходе которой власти и общественности были представлены разные сценарии развития страны в течение нового президентского срока (2018–2024 гг.). Программным документом на ближайшие шесть лет стало Послание Президента Федеральному Собранию, с которым В. Путин выступил 1 марта 2018 г.

В какой степени внутренние политические циклы в России и Китае синхронизированы, и насколько они связаны не только с внутриполитическим контекстом, но и с перспективами российско-китайского сотрудничества? Они оказывают влияние на двусторонние отношения, что определяется тремя обстоятельствами:

1) ролью, которую отводят себе Россия и Китай в реформировании современного международного порядка и общностью их подходов к ключевым проблемам глобальной безопасности;

2) сохраняющейся заинтересованностью двух стран в развитии торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества;

3) растущим сходством политической повестки реформ.

Выводы и рекомендации

Реальные возможности для сотрудничества двух стран

1. Китай и Россия уже достигли политического консенсуса по сопряжению Инициативы Пояса и Пути и ЕАЭС. Китай и Евразийский экономический союз завершили переговоры по существу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Государства – члены ЕАЭС принимают активное участие в строительстве «Одного пояса – одного пути». В китайско-российском транспортно-коммуникационном деловом взаимодействии уже достигнуты результаты. Таким образом, общие усилия двух стран по сопряжению в рамках Инициативы Пояса и Пути имеют благоприятные перспективы.

2. Сохраняются умеренно высокие темпы роста китайской экономики, продолжается процесс ее структурного реформирования, что создает благоприятные условия для развития торгово-экономического сотрудничества с Россией. Ожидается, что Китай и Россия и в дальнейшем будут расширять двустороннюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, оказывая поддержку новым направлениям.

3. Российская экономика находится на стадии восстановления. В. Путин выделил содействие экономическому росту России и развитие инновационной экономики в качестве приоритетных направлений внутренней политики в ходе четвертого президентского срока. Экономическая и политическая ситуация в России будет способствовать прогрессу китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Ожидается, что российское правительство будет развивать транспортно-инфраструктурное строительство, включая развитие трансевразийской транспортной магистрали с тем, чтобы повысить масштабы международных перевозок через территорию РФ, что также будет оказывать позитивное влияние на китайско-российские контакты в области логистики и торговли.

4. Две страны намерены усиливать китайско-российские экономические связи. Путем активной политической координации и упорядочения торгового режима Пекин и Москва стремятся стимулировать упрощение торговых и инвестиционных процедур, создавая позитивные тенденции в развитии торгово- экономических отношений между Россией и Китаем в новую эпоху. Постепенная либерализация китайско-российской торговли и инвестиций будет играть возрастающую роль в двустороннем экономическом сотрудничестве.

5. Растет потребность Китая в энергоресурсах, в особенности в импорте природного газа, одновременно доля России в поставках газа на европейский рынок сокращается, что создает условия для укрепления китайско- российского сотрудничества в этой сфере. Строятся новые газопроводы, и расширяются объемы поставок по уже действующим газопроводам между Китаем и Россией. Развитие партнерства двух стран в области энергоресурсов на всех уровнях будет и в дальнейшем укреплять стратегическое китайско-российское сотрудничество в этой сфере.

Конкретные предложения

1. Поддерживать практику взаимных визитов и двустороннего диалога, устранять недопонимание и укреплять стратегическое доверие между двумя странами;

 

2. Усиливать контакты между аналитическими центрами, научными кругами и соответствующими ведомствами Китая и России. СМИ двух стран должны объективно освещать договоренности, достигнутые между сторонами в ходе контактов в разных сферах, а также способствовать предупреждению недопониманий и развитию общественной поддержки сотрудничества по сопряжению Инициативы Пояса и Пути с ЕАЭС;

3. Повысить роль рыночного регулирования в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве. Необходимо укреплять регулирующую роль рыночных механизмов, содействовать развитию сотрудничества в сфере производственных мощностей, высоких технологий, в сфере услуг и в иных областях, расширять масштабы и повышать качество торгово-экономического партнерства;

4. Совместно способствовать практическому развитию многостороннего партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества в сфере безопасности и в торгово-экономической области в целях усиления сплоченности ШОС и роста ее влияния;

5. Усилить стратегическое взаимодействие в целях поддержания стратегической стабильности в глобальном масштабе и в Азиатско- Тихоокеанском регионе и в Азии, а также для оказания противодействия «экспорту демократии » США. С учетом негативного влияния американского фактора на сотрудничество Китая и России в финансово-инвестиционной сфере две страны должны рационально реагировать и искать подходящие пути сотрудничества;

6. Уделить приоритетное внимание в рамках сопряжения Инициативы Пояса и Пути с ЕЭАС не «дорожной карте», а проектному взаимодействию, в том числе по намеченным к реализации совместным проектам в рамках соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС;

7. Повышать удельный вес машинно-технической продукции и продукции высоких технологий в китайско-российской торговле, оптимизировать структуру торговли;

8. Совместно расширять открытость рынков двух стран, расширять торговлю продукцией сельского хозяйства и обмен услугами;

9. Развивать сотрудничество в области таможенного регулирования, логистики, содействовать трансграничной электронной торговле;

10. Развивать сотрудничество в нефтяной, газовой, угольной отраслях, электроэнергетике и атомной энергетике;

11. Содействовать осуществлению масштабных проектов в авиационной и космической областях;

12. Развивать китайско-российское военно-техническое сотрудничество.

Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. Итоги XIX съезда КПК и результаты президентских выборов в России, 939 Кб.

Источник: РСМД

Дайте танков — и побольше! Варшава готова заплатить США за военную базу

"Ведущие европейские политики — такие как канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон — проявляют все более очевидную заинтересованность в налаживании отношений с Москвой, в то время как Польша остается на ярых антироссийских позициях. И руководству страны приходится искать поддержку у Соединенных Штатов", — считает директор Института международных исследований МГИМО Александр Орлов.
 
"Хуже всего то, что Польша, по сути, предлагает перевести конфронтацию Запада с Россией на постоянную, долговременную основу. Оборудовать базу, завезти туда воинский контингент можно быстро. А вот вывод всего этого из страны займет десятилетия. Получается, что Варшава подталкивает Вашингтон к совершению шагов, которые могут иметь необратимые последствия", — подытоживает Александр Орлов.
 
Источник: РИА "Новости"

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.