Задачи и проблемы ООН как центра регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке

26 сентября в МГИМО в рамках V Международного Форума «Глобалистика — 2017» состоялась научно-практическая конференция «Задачи и проблемы ООН как центра регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке».

 

Открыл конференцию директор Института международных исследований МГИМО А.А.Орлов. В своем докладе «ООН как зеркало состояния международных отношений» оратор подчеркнул центральную роль ООН в мировой политике и акцентировал опасность попыток реформирования Организации, основанных на одностороннем, неконсенсусном подходе. В этой связи он напомнил, что в 90-е годы прошлого века Западом активно продвигалась концепция т.н. гуманитарных интервенций, суть которой состояла в стремлении обойти Совет Безопасности ООН в тех ситуациях, когда не удавалось прийти к согласию между его пятью постоянными членами, что было грубейшим нарушением международного права.

А.А.Орлов подчеркнул, что смысл принципа единогласия пяти постоянных членов СБ ООН, заложенного в фундамент этой универсальной международной организации и известного как право вето, заключается в том, чтобы побуждать постоянных членов искать приемлемые для всех решения острых международных проблем, а если этого достичь не удается, то не предпринимать от имени ООН действия, которые противоречили бы интересам любого из постоянных членов СБ. Также А.А.Орлов остановился на проблеме распределения полномочий между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей и попытках перераспределения их в пользу последней, что по сути является еще одним способом обойти право вето: если вопрос не удается решить в Совбезе, то могут созываться т.н. спецсессии Генассамблеи, итоги которых зачастую используются, прежде всего западными странами, для «морального» продавливания устраивающих их резолюций.

Александр Арсеньевич выделил три основных этапа в истории ООН: первый (1945–1960-е) — с момента создания и до деколонизации, когда США и их союзники господствовали в Генассамблее и были заинтересованы в том, чтобы ГА имела как можно больше полномочий. Второй (1960-е — 1991) — до распада СССР: «золотое время» советской дипломатии, когда ООН пополнилась десятками освободившихся от колониальной зависимости государств, многие из которых ориентировались на СССР. Третий — сложный современный этап, когда у России стало намного меньше союзников, а Запад, напротив, консолидирован. В этой ситуации сохранение баланса в полномочиях между ГА и СБ вновь приобретает крайне важное значение.

Затем слово было предоставлено Чрезвычайному и Полномочному Послу, ведущему научному сотруднику ИМИ И.Н.Щербаку. Он подробно проанализировал предложение США по реформе ООН и отдельно остановился на его последствиях. Игорь Николаевич подчеркнул важность роли Организации в нынешних условиях. Говоря о конкретных предложениях США, И.Н.Щербак отметил, что это делается в целях адаптация ООН к новым вызовам, перехода к новой системе международных отношений в рамках той формулы, которая устраивала бы Вашингтон. Попытки реформирования были и прежде, генеральные секретари выступали с предложениями, но раньше все перемены носили скорее поверхностный характер и не затрагивали саму структуру организации.

Далее с докладами выступили в.н.с. Центра постсоветских исследований ИМИ В.И.Мизин («Новый мировой (бес)порядок и эволюция ООН»), Чрезвычайный и Полномочный Посол, профессор кафедры дипломатии Е.М.Астахов («Позиция Бразилии по вопросу реформы Совета Безопасности ООН»), доцент кафедры дипломатии И.В.Попов («Проблемы мировой деятельности ООН. Испанский пример»), ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности, посол Е.Р.Воронин («ООН как основа современного миропорядка»), старший научный сотрудник Аналитического центра ИМИ Л.Ю.Гусев («О позиции Казахстана по вопросам реформы ООН»).

Все ораторы акцентировали, что ООН продолжает оставаться основополагающим звеном современной системы международных отношений. Выработанный отцами-основателями этой организации баланс между функциями и полномочиями главных органов ООН остается квинтэссенцией Устава этой организации. Сам же Устав остается сердцевиной современного международного права. При этом Россия, как государство-основатель ООН, постоянный член его Совета Безопасности, по сути, является одним из главных гарантов незыблемости международного права, многие положения которого сегодня проходят проверку на прочность в условиях турбулентного состояния современных международных отношений.

В работе конференции приняли участие студенты МГУ, а также эксперты и специалисты, интересующиеся проблематикой ООН.

Конференция завершилась интересной и предметной дискуссией.

 

Институт международных исследований

Эксперты в СМИ

11 декабря в Каире генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв и министр электроэнергетики и возобновляемых источников энергии Египта Мохаммед Шакер подписали акты о вступлении в силу коммерческих контрактов на сооружение...
Вывод значительной части воинского контингента России из Сирии закономерен, действия Москвы в Сирии являются примером для других стран, как надо действовать в мировой политике, считает ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России Юрий Зинин. В понедельник...
Несмотря на заявление Путина о полной победе над террористической организацией “Исламское государство” (запрещена в РФ) и выводе основного контингента вооружённых сил РФ из Сирии, нельзя сказать, что война закончилась, заявил...

Новости

На имя директора ИМИ профессора А.А.Орлова и научного сотрудника Ш.Д.Содикова поступило благодарственное письмо от депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ж.Бифова. В своем обращении...
29 ноября главный научный сотрудник и директор ЦИПЦАА ИМИ А.А.Казанцев и научный сотрудник ЦГП ИМИ К.Е.Петров получили от имени Чрезвычайного и Полномочного Посла Казахстана в России...

Московский государственный институт международных отношений

Международная жизнь

Министерство иностранных дел Российской Федерации.